Портрет генерального менеджера меняется в зависимости от типа отеля. Особенно высоки требования к управляющим гостиницами Москвы и Санкт-Петербурга, а также региональными брендовыми (в международных цепочках позицию чаще всего занимают экспаты). Как отмечает Наталья Финеган, руководитель департамента «Рекрутмент для индустрии гостеприимства» «Агентства Контакт», наименее придирчивы к опыту небольшие частные гостиницы уровня «три звезды»: маленькие гостиницы чаще всего бывают любимым детищем собственника, а не предприятием, приносящим доход, поэтому от менеджера в большей степени ждут умения создать определенную атмосферу. «Если смотреть на небрендовые, несетевые и несертифицированные гостиницы, то директор часто бывает без знания английского языка, с опытом работы в постсоветских гостиницах и домах отдыха или даже пришедший из смежных бизнесов, – говорит Наталья Финеган. – Однако развивается категория российских управляющих с профильным образованием, в том числе полученным за границей, с опытом, приобретенным в ведущих международных гостиничных сетях, со свободным владением английским и другими языками».
По опыту «Агентства Контакт», при поиске кандидата на позицию генерального менеджера приветствуется опыт работы в западных сетях, карьерный рост в гостиничном бизнесе со стартовой позиции. Повышают ценность менеджера в глазах работодателя и стажировки за рубежом. Желательно знание специфики нескольких служб отеля (например, приема и размещения, отдела маркетинга и продаж и управления номерным фондом), так как от будущего генерального менеджера ожидают достаточно глубокого представления о предприятии и механизмах эффективного управления.
Большинство гостиничных компаний старается закрыть вакансию генерального менеджера за счет внутренних ресурсов, так как в этом случае адаптация будет минимальной. Особенно важно иметь кадровый резерв для гостиниц уровня «пять звезд» и класса люкс. Для его создания многие гостиничные сети формируют «корпоративные университеты». Первопроходцем стала французская компания Accor, открывшая первую «Академию Гостеприимства» (Hospitality Academie) во Франции еще в начале 80-х. Позже, в 1997 году, для молодых менеджеров с высоким потенциалом и настроенных на карьерный рост была создана международная программа International Hospitality Management Program (IHMP). «Слушатели программы участвуют в трех сессиях, продолжительность каждой из которых 15 дней. Занятия проходят на английском языке, включают теоретические лекции и практические кейсы в таких областях, как финансы, маркетинг, продажи, дистрибуция, управление персоналом и коммуникации, – рассказывает Алексис Деларофф, региональный директор Accor в России и СНГ. – В России более 15 менеджеров стали участниками программы IHMP, пятеро из них уже стали генеральными директорами отелей в России и СНГ. Цель – увеличить их количество в два раза в ближайшие год-два».
В Carlson Rezidor Hotel Group также есть курс подготовки к позиции генерального менеджера. Чтобы стать участником, у сотрудника должен быть хороший опыт работы в отеле, а также длительный опыт управления одним из отделов. Обучение рассчитано на 1–2 года, носит индивидуальный характер. «Суть программы заключается в том, что стажер на примере практической работы получает опыт, необходимый на позиции управляющего. При этом наставником выступает генеральный менеджер одного из отелей наших брендов Radisson или Park Inn by Radisson, прошедший специальную подготовку и сертификацию», – отмечает Мария Дворман, региональный HR-директор компании Rezidor по Восточной Европе. Как правило, проекты стажера находятся в областях, с которыми он никогда не сталкивался, и обязательно пересекаются с двумя главными операционными департаментами отеля: отделом питания и напитков и отделом по управлению номерным фондом. По завершении программы оценивается готовность стажера перейти на следующий этап.
В 2006 году InterContinental Hotels Group также основала корпоративную академию – IHG Academy, за несколько лет выросшую в глобальную международную систему (российское отделение было открыто сетью в феврале 2012 года). Этим летом компания совместно с Московским государственным институтом индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича запустили новую программу для повышения квалификации профессионалов в области туризма и индустрии гостеприимства. «Мы планируем расширить сеть IHG в России и СНГ до 100 отелей, к 2020 году нам дополнительно потребуется 9000 человек персонала. IHG стремится дать людям шанс построить карьеру на качественно новом уровне», – заявляет Рольф Хюбнер, вице-президент IHG по операционной деятельности в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ.
С 2010 года на базе трех московских отелей сети «Марриотт» действует программа «менеджер-стажер». По словам автора, генерального менеджера «Марриотт Ройал Аврора» Берта Фола, основной целью ее внедрения является совершенствование качества отельного менеджмента. «У нас работают увлеченные и целеустремленные сотрудники, и абсолютно логично дать им шанс проявить себя в гостиничном бизнесе», – поясняет генеральный менеджер.
Все эксперты сходятся в одном: амбициозным менеджерам среднего звена не стоит упускать возможность работы в разных службах отеля – разноплановый опыт увеличивает вероятность занять позицию операционного менеджера или заместителя генерального менеджера, что является ступенькой к желаемой позиции.