Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia), — о мотивации топ-менеджеров в сегменте HoReCa.
Своя атмосфера: о ресторанной школе Lucky Skills School

редактор HM
Дмитрий Романов, операционный директор Margarita Bistro и Lucky Izakaya Bar, рассказал, зачем группе ресторанов своя школа сервиса и атмосферы, как эффективно мотивировать сотрудников и почему важен баланс креатива и системности.
Пора в школу
Мы достаточно недавно начали развиваться как ресторанная компания, нам около полутора лет. Начали с Margarita Bistro на Патриарших, потом появился Lucky Izakaya Bar — у нас небольшая, но яркая и успешная группа ресторанов.
На старте работы в Margarita Bistro, где я был управляющим, руководящий состав ограничивался мной и учредителями — не очень разносторонняя иерархия, в отличие от функционала. Поэтому тренинги вел я, ограничиваясь пяти-десятиминутками перед началом работы. На них обсуждали какие-то достаточно банальные вещи, которые большинство официантов уже сто раз слышали в других ресторанах.
Тогда я понял, что это не цепляет, не заряжает персонал и стал экспериментировать с тематикой и подходом. Мотивировали совсем не рассказы о том, с какой стороны ставить тарелку и как продать бутылку вина, вместо двух бокалов. По-настоящему удачными были лекции про личный опыт посещения других ресторанов; про то, какой подход официантов располагает гостя; об интересных диалогах во время обслуживания. Команда вовлекалась, активно включалась в обсуждение, я получал обратную связь.
По образованию Дмитрий Романов — экономист-менеджер в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса. В 18 лет начал работать официантом в Cafe the Most и через 7 лет дорос до генерального директора. Руководил кафе «Теплица» и «Пион» в Парке Горького, управлял ресторанами Salumeria и Moregrill
Постепенно я стал втягивать менеджеров вести тренинги, готовиться к ним, искать интересные темы. А когда персонал понимает, что в них вкладывают свое время и знания, подход к работе меняется. И для менеджеров — это способ систематизировать знания и утвердиться в глазах коллектива в хорошем смысле этого слова. Но лучше всего работает свой собственный пример: я присутствовал в зале, направлял персонал, общался с гостями.
Через год мы открыли Lucky Izakaya bar, и времени на полноценную работу в зале каждого ресторана уже не хватало. Я стал операционным директором, и на меня легло еще больше административной работы, а второй проект на старте требовал очень много сил и контроля.
Мы поняли, что не хватает, во-первых, человека на месте, который поддерживает эту атмосферу, и поставили на каждый проект по управляющему. Во-вторых, увидели, что не хватает какого-то сверхжелания, сверхтонуса у ребят, мотивации, самодисциплины на то, чтобы давать что-то большее.
Мы начали собирать весь линейный персонал раз в две недели: где-то в течение часа проводили более масштабное обучение, подробнее доносили информацию, выбирали интересные темы с дегустациями и так далее. Но по-прежнему понимали, что это не радикальная мера, а мы хотели сделать что-то новое в мотивации персонала, отказаться от устаревших схем работы.
Мы очень много обсуждали различные подходы с основателями «Маргариты» и «Лаки» Богданом Панченко и Иваном Кукарских, выявляя, что для нас важно, что мы хотим видеть в наших ресторанах, какой персонал нам действительно подходит, что главное в работе. И так постепенно выработали некую систему координат наших главных ценностей.
Частично цель, миссия и ценности — это такой внутренний маркетинг, но когда все этим заряжены, он действительно работает
Миссия, которая и так всегда являлась нашим ориентиром, сформировалась в уже понятной всем фразе: «Будь счастливым здесь и сейчас». Люди очень часто грезят будущим, в котором что-то произойдет и все будет хорошо, при этом не наслаждаясь текущими моментом. Это касается и сотрудников, и гостей. Мы хотели, чтобы гости, приходя к нам, понимали, что здесь они могут расслабиться, отдохнуть и не думать о прошлом или будущем, а кайфовать в настоящем. Для персонала миссия — про удовольствие работать в наших ресторанах, про способ уйти от проблем.
Ценности — вроде компаса для всех нас: от посудомойщицы до учредителей. Всегда можно сверить любую идею и действие на соответствие этим ценностям: если нет противоречий — можно действовать.
Одна из ценностей — свобода личности: мы не заставляем ходить всех с одинаковой модной стрижкой. У нас могут работать и креативные хипстеры, и ребята старой закалки, которым скорее важен порядок: каждый дает что-то лучшее в силу характера и подхода. Соответственно, если разделяешь эти ценности, ты с нами, нет — скорее всего, и самому будет некомфортно, и мы не сработаемся.
Важную ценность привнес в компанию наш бренд-шеф Глен Баллис. Он создает достаточно простые сочетания, но внимателен к качеству; не перегружает подачу лишним декором, сложной сервировкой. У его блюд чистый вкус — теперь это и наша ценность. Она касается и бара, и интерьера, и пиар-отдела: мы не придумываем какие-то сумасшедшие акции; фотографии и контент у нас лаконичные, не вычурные. Аналогично с сервисом: мы не будем, например, подавать пасту в сырной голове или экспериментировать с молекулярной кухней.
Еще одна ценность — passion is my profession. Это как раз то, чем отличаются наши учредители Богдан и Иван: они действительно горят тем, что делают: они все время в работе, в чатах, регулярно устраивают собрания, у них всегда суперидеи. Богдан более творческий, а Иван скорее про систему, и они отлично друг друга дополняют и хорошо направляют нашу компанию. Это заряжает и остальных: эмоционально вовлеченный персонал, получающий удовольствие от работы, дает лучшие результаты — и это не о KPI даже, а о сервисе для каждого конкретного гостя. Злые и недовольные официанты всегда оставят плохое впечатление о ресторане, даже если вовремя подали идеальную еду. Поэтому так важно уделять внимание настрою и атмосфере персонала.
Ну а цель сейчас — это сделать качественную внутреннюю школу сервиса с упором на soft skills, а не банальные вещи.
Преподаватели Lucky Skills School — представители ресторанной индустрии, управляющие, владельцы компаний, психологи, актеры
Учебный процесс
Занятия проводятся с февраля. Мы арендовали большой концертный зал на Никитской улице, чтобы помещение тоже влияло на восприятие информации — там исторический интерьер с роялем и красивыми люстрами, есть какое-то чувство глобальной важности в этих бордовых стенах.
Школа рассчитана не только на официантов и барменов, но и на менеджеров, управляющих, поваров — мы не направляем темы только на работу стола или общение с гостем, потому что хотим, чтобы интересно было всем. Суть в том, что мы хотим вовлечь ребят в общее дело и за счет этого строить действительно сильную команду, потому что старинные правила точно не работают: когда людей штрафуешь, кричишь на них, жестко контролируешь, ходишь за ними — люди выполняют обязанности еще хуже и не любят то, что делают.
Темы — понимание гостей, способы мотивации, личный рост, психологические аспекты, построение команды и эффективное взаимодействие внутри нее, умение быть счастливым здесь и сейчас.
Лекции проводятся раз в неделю по утрам, перед работой, и занимают 1,5–2 часа. Посещение — добровольно-принудительное, смотрим на заинтересованность ребят: если кто-то из команды не хочет ходить на лекции, по сути, это показывает, что человек далек от наших ценностей, не горит ими и, скорее всего, нам не по пути. Понятно, что у кого-то дети или в какой-то день не получается — заставлять не будем, но ходить все-таки нужно, а благодаря графику, такая возможность есть у всех.
Мы сразу отказались от штрафов: они не работают. Если человек постоянно опаздывает, грубит, пропускает работу — мы расстаемся. Практика показывает, что непонимание этикета, недисциплинированность во взрослом возрасте трудно искоренить
Преподаватели
Все лекторы (их больше десятка) не из наших ресторанов — это принципиально. Во-первых, ресторанов у нас всего два, во-вторых, мы хотим свежий взгляд, новую информацию. Один и тот же человек не сумеет дать разносторонний материал.
В первую очередь нам важна операционная работа, и рассказывать о ней должны профессионалы ресторанной сферы, тренинг-менеджеры либо люди с другим, но релевантным опытом. Важно, чтобы они разделяли наше видение: неактуальные темы нам не нужны. Мы привлекаем современных экспертов, каждого в своем деле.
О чем говорят лекторы:
- Антон и Лена Поляковы из консалтингового ресторанного агентства Hospitability — о гостеприимстве;
- Эдвард Бриони, актер иммерсивного театра (спектакль «Вернувшиеся») — об актерском мастерстве, актерской подаче в сервисе;
- Игорь Кондауров, один из создателей обжарочной компании Coffee Owl — о построении компании и отношении к качеству. Я был свидетелем их развития, сейчас это одни из самых популярных поставщиков свежеобжаренного кофе, разрослись по всей России;
- Артем Осипов, шеф-консьерж отеля InterContinental — о вдохновении и впечатлениях гостя в гостиничном бизнесе;
- Настя Годунова, кофейный гуру, известная девушка в индустрии — о карьерном росте и развитии;
- темы лекций Людмилы Харченко, создательницы консьерж-службы «Ресторанный рейтинг» — одного из первых сервисов, работающих на индивидуальном подходе к гостю и долгосрочных отношениях с клиентами, и опытного управленца стартапами Саши Ломакиной, запускавшей проекты SoupMe, 42 Coffee Shop, Coffee & Books и недавно «Хелоу пипл!», еще формируются.
Большинство лекторов выступают на дружественных началах — им это просто интересно. Но некоторым, конечно, будем платить. Я пригласил Максима Ламанова — консультанта и основателя «Школы сервиса», в которой тоже делают акцент на soft skills, а не на том, как правильно носить тарелки и передвигаться по залу. Максим расскажет про отношение к делу спозиции «хозяин-раб»: и уборщица, и официант, и менеджер могут работать либо как хозяева — и тогда им важно и ценно все, что они делают, либо как рабы, которым все в тягость и ничего не доставляет удовольствия.
Прошу лекторов, чтобы они привлекали людей к интерактиву: идеальное соотношение времени — 60 % лекций и 40 % общения с залом, взаимодействие, игры, вопросы-ответы. Последующая беседа с командой позволяет выяснить, что было интересно в лекции, чем понравился лектор, что было эффективным.
Мы, конечно, будем считать успехом, если школа в дальнейшем станет коммерческой, но сначала протестируем все на себе
Школа — составляющая имиджа
Одна из задач школы — повысить желание лучших кадров работать именно с нами. Если люди узнают, что в «Лаки» и «Маргарите» крутое обучение, и в целом проекты классные, там хорошо работать, зарабатывать и расти, то захотят к нам прийти.
На самом деле мы уже сейчас слышим, что у нас работать хорошо и приятно. Плюс все знают, как мы относимся к людям — все по-честному и достаточно лояльно. К нам уже приходят люди из других ресторанов, не буду говорить, каких — и говорят «вау».
Дополнительная мотивация
Школа мотивирует, но материальная мотивация — это определенный азарт, и он тоже должен присутствовать. При этом очень важна грань: так, в свое время мы думали привязать зарплаты официантов и барменов к процентам от выручки, но побоялись, что это приведет к так называемому халдейству и впариванию.
Гости, мягко говоря, не очень любят, когда вместо маленькой бутылки воды приносят большую, а вместо желаемого вина — бутылку в три раза дороже. Также мы всегда советуем предостеречь человека, заказавшего сразу несколько плотных блюд — предложить съесть сначала одно, а потом подумать над другим. Лучше гость к нам вернется потому, что мы позаботились, чтобы он сделал логичный заказ, в противном случае он почувствует желание заработать на нем.
Раз в неделю ставим план продаж для барменов и официантов по коктейлю или блюду, победитель получает премию. У менеджеров, управляющих и топа есть KPI, определенные показатели по бюджету, которых нужно достичь; за превышение — плюс к окладу.
Важен баланс: сотрудникам нужны и заработок, и отдых, и нематериальная мотивация
Работа — без обмана и сплетен
Мы не берем людей, не работавших в ресторане: сервис построен так, что нет, например, помощников официантов, нет особой возможности учить человека с нуля. Нанимаем опытных, но гибких, адекватных, не «звезд». Кстати, еще одна из наших ценностей — fairplay (футбольный термин): чтобы не было «подводных течений», никто никого не обманывал, не воровал, не сплетничал. Эти вещи, на самом деле, всегда очень отвлекают.
У нас практически нет текучки, и в «Лаки», и в «Маргарите» многие ребята работают с открытия. Возможно, везет: люди к нам ходят вне зависимости от сезона, и официанты могут зарабатывать. Думаю, что в ресторанах, где мало гостей и чаевых, сложнее — никто не будет работать только за мотивацию и хорошее к себе отношение. Отдых мы тоже даем: порой официанты говорят, что могут работать десять дней подряд, но через неделю это уже зомби — иногда принудительно отпускаем на выходные тех, кто перерабатывает.
Мы создаем в ресторанах атмосферу тусовки — но не грязной, это все же не пати-бары, — в которую вовлечены и сотрудники, и гости; наши рестораны — это место, где можно расслабиться, провести время с комфортом, поздороваться по имени с официантом, познакомиться с кем-то за соседним столом. И нам это удается.

Процесс функционирования любого серьезного ресторана совершенно немыслим без замотивированных на добросовестный труд сотрудников. Программ мотивации существует великое множество. Выбор зависит от того, кого именно из подчиненных необходимо вдохновить, и на выполнение какой именно задачи.
В Академии Stories проводят практические мастер-классы, лекции и семинары по трем направлений: кофеварения, маркетинга и ресторанного бизнеса.
Тезисы руководительницы управления мотивации и льгот Burger King Russia Виктории Пискаревой о том, на что ориентироваться при расчете зарплаты, как оценить эффективность работы и повысить производительность.