Критерии выбора партнера — обязательность, порядочность, ум, трудолюбие, желание учиться и умение видеть проблемы
Выступление «Как иметь 50 партнеров» самый известный российский ресторатор начал с заявления о том, что работать лучше вовсе без партнеров, самостоятельно. Плюсы очевидны — не будет недопониманий и споров, никто не обманет, ни с кем не придется делиться прибылью.
С другой стороны, чаще всего без партнеров бизнес вести никак не получается: одни предлагают помещения, другие — инвестиции, третьи — опыт.
Новиков вспомнил, что был момент, когда переговоры с партнерами начали его бесить — но пришел к пониманию того, что раз бизнес совместный, то и решения должны быть общими, нужно искать общий язык. Иногда это сделать никак не получается — тогда нужно не портить отношения, а думать, как разделить бизнес.
Среди своих критериев выбора бизнес-партнера ресторатор назвал обязательность, порядочность, ум, трудолюбие, желание учиться и умение видеть проблемы.
Некоторые знаковые партнеры Аркадия Новикова
Шеф-повар Камель Бенмамар — жесткий, требовательный к качеству, честный и принципиальный человек.
Дмитрий Азаров — товарищ Аркадия, совместно с которым он открыл четыре ресторана «Сыроварня».
Глен Баллис, с которым дороги в какой-то момент разошлись. Когда жизнь свела Глена и Аркадия вновь, противоречия были забыты: они открыли Avocado Queen, работают над Magura.
«Мираторг» — производитель долго присматривался к группе Новикова, но сотрудничество все же состоялось. Работает около 20 ресторанов «Фарш».
Работа над ошибками
Не каждое партнерство приносит хорошие результаты. Аркадий Новиков привел нескольких примеров не оправдавших надежд проектов и концепций:
- панинная — проект не получился, так как готовое блюдо долго не хранится, идея оказалась непривычной для гостей, а место в торговом центре — неудачным;
- «Революция» на «Новокузнецкой» — не повезло во всем: проблемы с арендой, долго не удавалось получить алкогольную лицензию, затем ремонтники перекопали всю улицу;
- Crabber — ошиблись с интерьером (слишком холодный), еду надо дорабатывать.
Цитаты
Аркадий не придерживался жестко заданной темы и рассказал о многом, ответил на вопросы слушателей. Атмосфера была самой благожелательной и неформальной. Приведем несколько тезисов и высказываний ресторатора.
- Я делаю ресторан для людей, но по своему вкусу.
- Я предпочитаю местных партнеров, которые лучше знают локальный рынок.
- Когда начинал бизнес, мне повезло — была маленькая конкуренция. Сейчас появляется много интересных ресторанов, тяжело приходится всем — и новичкам, и старым игрокам.
- Нужно слушать только плохие отзывы и комментарии — хорошие никак не способствуют развитию.
- Прийти в Крым возможно, но смущают санкции, низкая платежеспособность населения и проблемы с персоналом. Плюсы — отличные продукты и климат. Место должно быть топовым.
- Я не очень верил в успех «Депо», но получился уникальный проект, пример для всей Европы. Все следующие гастрономические пространства будут сравнивать с ним, но «Депо» победит. При этом не все рестораторы довольны — нельзя сделать место, которое одинаково хорошо подойдет для всех концепций.
- В плане бизнеса гораздо выгоднее развивать сетевые заведения. 60 разных ресторанов никому не продать, а сеть из такого же количества — легко.
- ROI проектов может быть самым разным. Avocado Queen уже окупился, Novikov Restaurant & Bar — за три года, Novikov Miami должен «отбиться» за 5–6 лет.