Дмитрий Степанов до прихода в «Яндекс» работал на руководящих должностях в Mail.Ru, РБК, «Афише», «Рамблере» и других крупных компаниях, где занимался управлением продуктами и маркетингом. Дмитрий — сооснователь «Пикника Афиши», хостинг-центра РБК, сайта Sports.ru, агентства Journey.
В современных условиях изучение клиента не желательно, а необходимо для выживания
Не так давно информационные технологии были довольно ограниченной сферой — они имели дело с данными и программами. Скоро само понятие «айти» будет уходить из обихода — все на свете станет «айти».
Раньше айти-компании практически ничего не производили. Сейчас, например, Netflix генерирует больше контента, чем Disney. В 2013 году, когда я пришел в «Яндекс», мы тоже почти ничего не производили, а в конце прошлого года, например, купили большую часть бизнеса «Партии еды».
Меняются способы доставки информации. Совсем недавно главным ее источником было телевидение — одинаковое для всех, очень дорогое в производстве и доставке. Традиционные медиа сильны и сейчас, но постепенно начинают сдавать позиции, по сути конкурируя с каждым смартфоном. Цена донесения информации до потребителя упала во много раз, теперь можно показывать каждому человеку тот контент, которой заинтересует именно его. Образно говоря, на смену ядерной бомбе приходит высокоточное оружие.

Бизнес переходит от индустриальной модели (характерной для рынков товаров повседневного спроса, фармацевтического и тому подобного) к цифровой (банки, электронная коммерция, телеком). Пример такого перехода — компания Nike, в интернет-магазине которой можно найти тысячи моделей обуви.
Для индустриальной модели характерны массовые коммуникации, продуктоцентричный подход, использование чужих каналов реализации, плохое знание клиентов и разорванная воронка продаж. Маркетинговые эксперименты проводить долго и дорого, а считать их эффективность сложно. Для анализа используются CPT- и бренд-метрики.
Цифровые компании используют собственные каналы продаж, хорошо знают клиентов и строят бизнес, ориентируясь на их потребности. Коммуникация персональная, эксперименты быстрые и дешевые. Используются CPA- и LTV-метрики. Сегодня математические модели могут показать, сколько стоит привлечение одного клиента и сколько он принесет денег. Иногда получается так, что выгоднее вообще его не привлекать.
В современных условиях изучение клиента не желательно, а необходимо для выживания. Нужно уметь:
- идентифицировать каждого клиента, в том числе потенциального;
- знать историю его отношений с продуктами;
- знать, в каких условиях он живет;
- уметь предсказывать поведение;
- иметь способность быстро адаптировать продукты и способы коммуникации.

Основные тренды развития фуд-бизнеса
- Вертикальная интеграция, развитие собственных торговых марок (например, во «Вкусвилле» 100 % СТМ), покрытие всех форматов — повторение пути Amazon и Alibaba.
- Диджитализация ресторанов и ретейла. Полная автоматизация работы с B2B (поставщики, запасы, аналитика) и B2C (программа лояльности, доставка и тому подобное).
- Развитие dark kitchens, то есть ресторанов, работающих только на доставку. Для определения выгодных локаций используется анализ big data. Увеличение гибкости предложения.
- Развитие B2B-маркетплейсов для HoReCa. Снижение цен за счет исключения промежуточных дистрибуторов, анализ предпочтений ресторанов. Одно из перспективных направлений — farmer-to-business, выгодное как местным фермерам, так и рестораторам.
- Совершенствование алгоритмов работы курьеров, доставка непищевых товаров.
- Сервисы по удержанию пользователей. Интеграция с ресторанным бизнесом, персонификация предложений.
- Облачные кухни. Предоставление инфраструктуры ресторанам, увеличение загрузки поваров, снижение операционных расходов ресторанов.
- Food 3.0. Доставка и даже приготовление еды с помощью беспилотников (Zume Pizza готовит в беспилотной автоматизированной кухне), производство сельхозпродукции в городской среде (например, в пустующих помещениях, офисах или прямо в ресторанах), создание полноценной альтернативы мясу, увеличение выпуска продуктов с «чистой этикеткой».
Рынок питания — один из самых «недооцифрованных». Так, в Южной Корее уровень диджитализации достигает всего 10–12 %, в России — 0,5 %. Однако скорость внедрения инноваций постоянно растет, и то, что сегодня кажется фантастикой, завтра будет обыденностью — в том числе и в нашей стране.
Читайте также: лекция Аркадия Новикова о партнерстве и деловых отношениях
