Ольга Шальнова
Владелица ресторана «Облака»
После школы я хотела получить качественное образование, дающее навыки управления в различных сферах. Уже в процессе обучения я поняла, что для успешной карьеры важна не только высота поставленной планки, но и гармония – важно заниматься делом, которое приносит не только деньги, но и удовольствие. Я окончила факультет управления РГГУ по специализации «международный менеджмент». Убеждена, что четкий выбор направления деятельности приходит с опытом, а первоначальное образование должно быть фундаментальным и базовым, желательно, в вузе с хорошей многолетней репутацией.
В ресторанный бизнес я пришла полтора года назад, когда мне поступило предложение рассмотреть проект ресторана и площадку. Я подумала: «А почему бы и нет?». Я много работала, вела собственные проекты, была уверенной в себе и достаточно обеспеченной. Меня всегда интересовала креативная составляющая бизнеса и сфера обслуживания, как вариант. Вступая в бизнес, я четко понимала, что хочу создавать глобальную историю, сказку – продавать людям не воздух, а удовольствие и положительные эмоции.
Мой рабочий день начинается в 10 утра и заканчивается далеко за полночь. Помимо ресторана, у меня есть и другое направление бизнеса, связанное с производством одежды. Все свободное время стараюсь уделять семье и друзьям. Я самодостаточна и обеспечена, но если бы я остановилась на достигнутом и дни напролет проводила в спортзале и спа, я бы стала неинтересна не только окружающим, но и самой себе. Важно оставаться гармоничной личностью и жить полноценной жизнью. Я стараюсь, чтобы работа не заслоняла личную жизнь и отношения с близкими людьми.
Ресторан, управляемый женщиной, не отличается от «мужского». Результат работы ресторана, как и успех любого бизнеса, зависит не от пола владельца, а исключительно от его профессионализма. Моим принципом в работе является правило: не бояться экспериментировать и опираться на собственные риски. Нет лучшей школы, чем собственные ошибки.
Работая в ресторанном бизнесе, важно каждый день быть в эпицентре внимания, понимать, что происходит вокруг, остро чувствовать настроение публики, не останавливаться на достигнутом. Ресторанный бизнес очень переменчив.
Самым неприятным моментом в работе является то, что мужчины крайне ревностно воспринимают женщин на руководящих постах. Они часто не готовы считаться с женщиной как с руководителем или равным игроком. Неоднократно наблюдая за подобным поведением мужчин, я поняла, что шовинизм в бизнесе – далеко не миф. Думаю, это одна из причин, почему женщины в большом бизнесе – редкость. Мужчины не столько ставят палки в колеса именно женщинам-конкурентам, сколько отказываются играть с ними на равных – просто не воспринимают игрока. С другой стороны, в этом есть свои плюсы – пока мужчины недооценивают женщину как противника, у нее есть прекрасная возможность сделать рывок и одержать победу.
Как руководитель я стараюсь не принимать скоропостижных решений, анализирую ситуацию, чтобы не пострадал невиновный сотрудник – важно не реагировать на слухи и сплетни, которыми полнится ресторанный бизнеса, а анализировать ситуацию и разбираться самостоятельно. В то же время, стараюсь быть справедливой и твердой.
Моя женственность не мешает работе, потому что у меня мужской склад характера, и это помогает в бизнесе. Личный опыт в принятии важных решений показал, что в работе мне не свойственны чрезмерные проявления типичной женской эмоциональности, напротив, мне удается сохранять холодный ум и какую-то «мужскую» рассудительность. И я заметила, что сегодня в бизнесе женщины зачастую имеют более взвешенное мнение, а многим мужчинам, напротив, присущи женские качества.
Ресторан начинается с приветливой улыбки хостесс. Здесь все должно располагать к положительным эмоциям. От того, как гостя встречают, зависит его последующее настроение и, как следствие, впечатление о ресторане.
Попадая в ресторан, я обращаю внимание на общую картину, которую, в свою очередь, формируют детали: и концепция, и меню, и персонал, и интерьер. Как в часовом механизме, каждая функциональная деталь важна, незаменима и должна выполнять свою функцию на высоте.
Ресторанный бизнес в России в течение последних 20 лет наверстывает то, что в мире развивалось столетиями. Мы в считанные часы пытаемся создать то, что обычно складывается годами. Важно, чтобы и ресторан, и гости успевали развиваться в одном ключе, в одном темпе.
Я горжусь, что любимое дело приносит не только деньги, но и эмоциональное удовлетворение. Лучшая награда – каждый день видеть полный ресторан. При этом мне удается работать не в ущерб личной жизни, во многом потому, что «Облака» – не только часть моей работы, но и любимое место встреч с родными и друзьями.