Амбассадоры венской кофейной культуры будут проводить мастер-классы по приготовлению кофе и сервировке.
Фастфуд на АЗС: российские реалии
Александр Кузьмин, CEO компании Retail & HoReCa («РусХОЛТС») и эксперт комитета по энергетике Государственной Думы РФ, — о том, как фастфуд стал одним из главных продуктов на заправках в России.
В 2019 году эксперты заправочной отрасли выделяют 3 главных продукта, приносящие прибыль — топливо, кофе и фастфуд.
В России средние продажи хот-догов за сутки на одну АЗС — от 10 до 15 штук. При этом есть сети, реализующие в 10–20 раз больше хот-догов, чем среднестатистическая АЗС. Игроки отрасли осознали, что так как фастфуд вошел в тройку лидеров по продажам на АЗС, то имеет смысл развивать этот бизнес.
Как российские АЗС развивают ретейл на заправках
Neste — первая сеть, которая стала развивать фастфуд на АЗС в России; они начали оснащать свои заправки оборудованием для питания еще в 90-х. Но найти подходящие ингредиенты компания смогла только в 2004 году. В этом же году на рынок России выходит финская компания Sibylla и становится главным игроком отрасли, начиная работать с уже подготовленной на тот момент сетью Neste.
К 2019 году количество сетей АЗС, которые предлагают своим клиентам не только топливо, но и целый перечень товаров, увеличилось в разы.
- «ТатНефть» предложила аутентичный татарский фастфуд с главным блюдом — эчпочмаком, треугольником из теста с начинкой. Пока это единственная сеть АЗС, сделавшая ставку на национальную кухню. В меню присутствуют и традиционные варианты блюд.
- Сеть «Лукойл» развивает европейскую модель фастфуда и закупает продукцию у финского концерна, организовавшего производство всех ингредиентов для хот-догов в России.
- Самое удобное для быстрого внедрения на АЗС решение по фастфуду предлагает «Роснефть»: его можно реализовать с наименьшими техническими требованиями, а также использовать минимум площади. На многих заправках этой сети используются компактные фастфудные модули, занимающие в два-три раза меньше места по сравнению с традиционными, используемыми на 90 % АЗС России.
- Европейскую модель фастфуда также использует сеть АЗС «Сургунефтегаз», выбравшая российского поставщика. Их основное преимущество — гибкость и регулярная смена ассортимента. Каждый год появляются новинки, таргетированные под локальные рынки. Например, в Псковской области в летний сезон могут продаваться хот-доги с брусникой.
Как устроен фастфуд на АЗС: логистика, хранение, изготовление
Оборудование для фастфуда на АЗС в минимальной комплектации, соответствующей всем требованиям СанПиНов, стоит от 150 000 рублей и включает холодильный модуль и ротационный гриль либо поверхность для жарки, где лежат хот-доги.
С помощью фастфуд-модуля — витрины — можно организовать любой корнер с едой, если есть торговый зал. Чтобы открыть на АЗС сетевое заведение по франшизе, например Subway или Pizza Hut, необходимо учитывать требования к франчайзи, а также трафик посетителей: если он не достигает 700–750 человек в день, вложения во франшизу не окупятся. У большинства АЗС в России нет нужного трафика и минимально необходимой площади торгового зала, поэтому франчайзинговая модель сотрудничества с подобными игроками носит локальный характер и уж точно не может быть спроецирована на 30 тысяч российских заправок.
Главный показатель эффективности в фастфуд-бизнесе на АЗС — процент охвата клиентского трафика: отношение покупателей фастфуда к общему количеству посетителей за тот же период. Например, в кофейном бизнесе вариант нормы — когда 10 человек из 100 зашедших на заправку купили кофе; это соответствует десятипроцентному охвату клиентского трафика. У фастфуда на АЗС норма вдвое меньше — 5 %. То есть за сутки вас посетило 1 000 человек, а продано 50 хот-догов, можно сказать, что бизнес нормально развивается.
По данным «РусХОЛТС», топовый игрок по результативности на одну АЗС — Circle K: средние продажи в зависимости от сезона — 100–150 хот-догов в сутки. Каждая АЗС сети продает в десять раз больше среднестатистической российской АЗС. Причина — сильно развитое нетопливное предложение. Например, Circle K уже не первый десяток лет целенаправленно развивает продажи магазина и кафе: не экономит на качестве продукции, уровне обслуживания клиентов, чистоте торговых залов и дизайне.
Фастфуд на АЗС — продукция глубокой заморозки, которая поставляется при температуре –19 ºС. За счет этого она долго хранится — 6 месяцев. Соблюдение регламентов хранения и приготовления позволяет не списывать продукты, но это иногда все же происходит из-за нарушения технологии работы с замороженной продукцией. Бывают случаи, что при запуске проекта по фастфуду на АЗС дальше пилотной версии не идет — списания достигают 50 %, и через несколько месяцев владелец заправочной станции закрывает общепит.
Будущее фастфуда на АЗС
Уже сейчас в России тестируют систему «гриль-трекер» — IoT-решение, основанное на использовании машинного зрения и обучаемой нейронной сети. Модуль с широкоугольной камерой и «умным» процессором контролирует выкладку на гриле. Технология помогает увеличивать продажу с одной торговой точки точно так же, как красивая акционная выкладка товаров на полке гипермаркета повышает продажи магазина.
Во-первых, система подсказывает оператору, сколько ингредиентов нужно выложить на гриль в данный период времени — она учитывает статистику покупательского трафика и знает, когда происходят всплески числа посетителей. Таким образом, операторы будут готовы обслужить больше клиентов. Во-вторых, система подсказывает, какие ингредиенты дольше остальных лежат на жарочной поверхности — соответственно, именно их нужно предлагать клиентам в первую очередь, чтобы минимизировать списания.
Также можно ожидать интеграцию IoT-датчиков в паллеты и коробки с продукцией глубокой заморозки во время перевозки в автомобиле. Это позволит контролировать соблюдение необходимого температурного режима.
Мировые тренды фастфуда на заправках
Самообслуживание
В России пока не развивается популярный в Америке тренд — хот-доги в режиме самообслуживания: открытый гриль обращен к клиентам, которые самостоятельно могут собрать готовый хот-дог из доступных ингредиентов. Преимущество такой модели — снижение нагрузки на персонал, увеличение лояльности клиентов из-за уменьшения очередей.
То, что уже есть в обычном ретейле, пока ограниченно представлено на наших АЗС. Первые шаги к такому формату делает, например, сеть Neste: клиенты могут самостоятельно забирать выпечку на стеллаже, стоящем в свободном доступе.
Еще одна технология помогает клиентам за границей с 2012 года: сеть Wawa использует на своих АЗС экраны самостоятельного заказа, как в «Макдоналдсе» и других крупных сетях. Эта разработка наиболее актуальна для заправок с высоким клиентским трафиком. Следует ожидать, что этот тренд придет в РФ в ближайшем будущем. Пока ни одна точка федеральных операторов АЗС в России не оснащена экранами для самостоятельного заказа.
Абонементы
По прогнозу «РусХОЛТС», в фастфуде на АЗС можно предлагать клиентам абонемент на хот-доги на месяц, например, оплатив сразу 15 штук. Предоплата позволит эффективнее планировать поставки продукции, а также «привязать» клиента к конкретной заправочной сети.
Стремление к ЗОЖ
Еще один тренд, который кажется противоречивым на рынке фастфуда, — движение в сторону здорового образа жизни и полезных продуктов.
В 2018 году «Макдоналдс» уже заявил, что перестает использовать красители и консерванты в своих бургерах на всех рынках. Кроме того, в ассортименте этой сети, как и сетей АЗС, появляются овощные салаты, фруктовые и овощные нарезки и даже вегетарианские бургеры. Этот тренд затрагивает и другие сети быстрого питания.
Расширение ассортимента
Скоро клиентов кафе на АЗС ожидает резкое расширение фастфудного меню. Мы полагаем, что за следующие 3 года на АЗС появится больше новинок, чем за прошедшие 15 лет.
Некоторые заправочные сети уже ввели в ассортимент картофель фри, наггетсы, рыбные палочки, куриные крылышки, митболы в стаканчиках навынос. Кафе на заправке становится полноценной альтернативой крупных сетей фастфуда, при этом качество продукции может быть не хуже, а цены — даже ниже.
Ресторанный холдинг прекратил развивать собственную сеть магазинов «AllFoods. Овощи, фрукты и другие продукты» и завершил партнерство с сетью «Углече Поле. Органик маркет», пишет «Коммерсантъ».
24 и 25 августа на Фонтанной площади парка гостей фестиваля ждет программа с мастер-классами и дегустациями, развлечениями для детей и взрослых, вкусы кофе, чая и сладостей.
С 17 по 19 июня третий международный обучающий форум «Завтрак шефа» посетят более двух тысяч поваров из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран.