Ольга Семанова
Генеральный директор ресторана «Шинок» («Ресторанный дом Андрея Деллоса»)
С детства хотелось работать в ресторане. Продолжая семейную традицию, я поступила в Академию им. Г. В. Плеханова – как раз тогда ввели в учебный план специальность «Гостиничный и ресторанный бизнес».
Моя карьера в ресторанном бизнесе началась в 90-х – это было удивительное время. Время надежд, мечтаний, когда каждый день был не похож на предыдущий. Никто не мог подсказать нам, молодым студентам, как жить, как строить карьеру, отношения. Я понимала, что, не пройдя все ступени карьерной лестницы и не узнав жизнь ресторана изнутри, я не смогу занимать руководящие посты. Так, постепенно, начиная с линейных должностей, я выросла до позиции топ-менеджера.
Попадая в какой-либо ресторан, я первым делом обращаю внимание на атмосферу. Есть такое выражение: «невыносимость бытия», когда человек не может найти себе места в окружающем ему пространстве. Задача ресторана состоит в том, чтобы для совершенно разных людей создать новый мир, о котором они будут мечтать, в который будут возвращаться, где будут чувствовать себя психологически комфортно.
Мой рабочий день начинается в 12:00 и заканчивается в час или два ночи.
Близкие и друзья видят меня в выходные. В рабочие дни я полностью сосредотачиваюсь на работе, ведь невнимание к деталям может обернуться катастрофой.
Ресторан, управляемый женщиной, сравнивать с «мужским» никогда не приходило в голову. Базой для сравнения должны выступать профессионализм управления и эффективность ведения бизнеса.
Ноу-хау в работе – в самом большом на территории России ресторане fine-dining мы добились высокого уровня сервиса.
Основное качество, необходимое для работы в ресторанном бизнесе, – это оптимизм. Ресторанный бизнес, несмотря на постоянную смену гостей, – это тот же конвейер с отлаженным циклом повторяющихся процессов. Когда заканчивается «новизна» от вхождения в бизнес, начинаются суровые трудовые будни. Не всем под силу выдержать «разочарование». Люди уходят за поиском новых впечатлений в другие рестораны. Но спираль возвращается в ту же точку. Оптимизм – это когда в каждом новом дне ты находишь вдохновение и заряжаешь им окружающих.
Самым неприятным моментом в работе является нехватка времени. Ресторанный бизнес – это бизнес человеческих отношений. Вы можете писать планы работы на день, но пришел гость (а чаще – не один), и вы обязаны ему уделить внимание. Вы не можете делегировать полномочия, потому что пришли заказывать очередной банкет именно к вам, как к лицу ресторана.
Как руководитель я строгая, но справедливая. Управляю творческим коллективом, в котором персонал – личности. Армейские инструменты здесь не работают. В ресторанном бизнесе есть особенность: рабочие отношения транслируются от персонала гостям практически в 100% неизменном виде. И часто подобная трансляция происходит неосознанно.
Ресторанный бизнес в России находится на начальной стадии развития: крайне неравномерный охват территорий, низкое количество предприятий питания в расчете на душу населения, лишь зарождение культуры питания вне дома. Это положительный фактор: для миллионов людей существует возможность изменить свою жизнь, начать свое дело, выйти на новый уровень восприятия действительности.
Сегодня основной проблемой ресторанного бизнеса является кадровый голод, а также подмена ценностных ориентиров в обществе, пропаганда красивого и доступного образа жизни. В работе мы постоянно сталкиваемся с отсутствием понимания того, что человек – это то, что он сам из себя сделал. Труд и гламур – несовместимые вещи. Чтобы красиво жить, нужно много работать. Молодежь не готова на трудовые подвиги. От работы все ждут красивой сказки – пришел, провел красиво время и ушел. Красота – это результат работы, а не условия и средства труда.
Я стремлюсь к равновесию во всем: в жизни, в работе, в отношениях. Понимание этого тезиса приходило постепенно, и, как оказалось, стало основным. Современный темп жизни не позволяет расслабиться, оглянуться вокруг, сбросить усталость. Равновесие – это есть обретение счастья. Самый ценный работник – это счастливый работник.
Театр начинается с вешалки, а ресторан – с человека. Причем как с человека-сотрудника, так и с человека-гостя. Момент их встречи, это и есть «вешалка» театра. Наша работа ведется не в технологическом направлении, а в направлении личностного взаимодействия.