Вклад туризма в ВВП России к 2025 году может увеличиться вдвое, в экономику города Москвы — до 6–8 %, а выручка города также может увеличиться вдвое до 1,5 трлн рублей. Это станет возможно в том случае, если город предпримет комплекс мер, критически важных для привлечения туристов и улучшения их клиентского опыта: это продвижение города на целевых рынках, повышение доступности для туристов и улучшение качества сервиса.
10,4 % мирового ВВП и около 30 % экспорта услуг — таков вклад туризма в мировую экономику по итогам 2018 г. Прогноз на 2029 год составляет уже 11,5 % мирового ВВП. Каждое десятое рабочее место так или иначе связано с туристской отраслью, которая к тому же обладает мультипликативным эффектом и способствует развитию смежных отраслей. В России таких отраслей 53, и экономический эффект может быть очень высоким. Отдача от инвестиций в продвижение туризма перекрывает затраты в среднем в 27 раз.
Успешное проведение чемпионата мира по футболу показало, что Москва может предложить туристский продукт мирового уровня, а ее инфраструктура готова принять гораздо более интенсивные потоки туристов, чем ранее.
Однако Москва все еще относится к группе городов с нераскрытым потенциалом. Рост въездного турпотока Москвы в 2012–2017 г составил лишь 1,3 %, что значительно меньше, чем у лидеров: Дели (28 %), Токио (20 %) и Дублин (10 %), Лондон (5,1 %), Нью-Йорк (2,4 %).
Что мешает раскрыть потенциал
Для того чтобы оценить текущую конкурентоспособность Москвы и ее привлекательность для типичного туриста, были проведены исследования с использованием методологии клиентского пути. Если резюмировать, Москва труднодоступна и бывает некомфортна для повседневного пребывания туристов, но полученные впечатления от города и турпродукта перекрывают негативный эффект.
Факторы успеха
Предпочтения туристов складываются под влиянием пяти глобальных мегатрендов. Это рост благосостояния и приток туристов из развивающихся стран (туристы из Китая совершают 10 % общего количества турпоездок в мире), повышение мобильности, усиление роли экономики впечатлений, цифровизация, рост популярности городского туризма и частоты поездок при сокращении их продолжительности.
Анализ опыта 14 ведущих городов позволил выявить пять ключевых факторов успеха, которые помогают улучшить клиентский опыт на каждом из этапов.
- Повышение доступности для туристов.
- Улучшение качества сервиса.
- Развитие туристских объектов.
- Комплексная стратегия развития туризма
- Система мониторинга рынка.
Полную версию доклада можно скачать здесь.