«Если у вас, как и когда то у нас, нет бюджета на открытие, будьте готовы разбираться в рекламе и продвижении сами»
Первые шаги: с чего начать бизнес в сфере кейтеринга?
Часто люди не начинают свое дело только потому, что не понимают, как работать с документами или бизнес-планом. На этапе создания бизнеса такие сомнения стоит отбросить — надо просто идти вперед и гореть идеей.
Первый и важный этап — это задать себе вопрос, готовы ли вы к этому направлению и бизнесу в целом? Приготовление еды — огромная ответственность за здоровье людей, за статус заказчика, за бренд компании. Готовы кормить людей, создавать радость, украшать столы и получать от этого удовольствие? Готовы давать больше, чем от вас ожидают?
Важно уделить внимание оформлению и визуализации бизнеса. Создать сайт, оформить социальные сети, продумать дизайн и печатную продукцию, грамотно выстроить точки соприкосновения с компанией. Если у вас, как когда-то у нас, нет бюджета на открытие, будьте готовы разбираться в рекламе и продвижении самим.
Последний этап, который необходимо выполнить перед началом кейтерингового бизнеса — протестировать рынок и подстроить задачи под него. Важно понять, какая услуга на данный момент необходима, и развивать ее.
Мы постоянно исследуем рынок, это позволяет нам предлагать самые актуальные идеи заказчикам. Например, сейчас популярны анимационные форматы подачи блюд, крафт, экостиль, вегетарианские блюда или использование фермерских продуктов. Мастер-классы и все, что связано с кулинарным образованием, имеет особую ценность, так как людям нравится учиться.
Новинки вызывают вау-эффект. Если готовы начать уже сейчас, исследуйте технологию приготовления пищи при низкой температуре, изучите работу со смокинг-ганом, подумайте, как создать иммерсивный кулинарный театр. Также в трендах нишевые предложения: черные или другие необычные бургеры, морская кухня, национальные блюда.
Рекомендую начать с одной услуги, которая актуальна на сегодняшний день. На нее потребуется минимальное количество вложений и будет возможность довести до совершенства один продукт, заработать на нем первые деньги и спустя короткое время начать добавлять и другие направления.
Первые клиенты — кто они?
Презентовать услуги на свадебных выставках и звонить с предложениями крупным организациям на первом этапе развития рано. Логичнее начать рассказывать о новом бизнесе знакомым и людям, которые вам доверяют. Так получите первый маленький заказ на кофе-брейк или на организацию питания на семейном празднике. После начнет работать сарафанное радио, у вас появятся первые деньги на рекламу и хорошую посуду, можно будет начать совершенствоваться и продавать больше.
С 17 лет я работал барменом в ресторане и наизусть знал рецепты коктейлей. Благодаря моей репутации первый клиент, который заказал выездной бар, пришел к нам от знакомых. Тогда и появилась наша первая барная стойка. Я заработал 25 тысяч, которые вложил в создание сайта. Люди начали приходить с «Яндекс. Директа» и продвижения.
Второй клиент купил пирамиду из бокалов шампанского. На тот момент у меня не было ни посуды, ни опыта создания пирамид. Поехал в Metrо и начал тренироваться в создании этого шоу на полу в магазине. Охранник поинтересовался, что я делаю, а мне пришлось попросить его не мешать. За стаканы в Metro пришлось заплатить, но на следующем мероприятии удалось заработать уже 70 тысяч. В этот раз деньги пошли не только на рекламу, но и на новую посуду для следующих клиентов.
С чего начать, чтобы не потерять бюджет?
Единственное, что реально работает — начать с малого. Для правильного старта у среднестатистического предпринимателя обычно не хватает средств. В сфере кейтеринга будьте готовы делать первые канапе на собственной кухне, приспособив ее под производство.
Найдите услугу кейтеринга, которая сегодня нужна рынку, и заработайте на ней первые деньги. Уже потом постепенно расширяйте предложения — шоколадный фонтан, пирамиды, кофе-брейки, доставка канапе. Со временем сформируются пакеты услуг для разных сегментов клиентов.
«Выездной банкет» тоже начался на кухне однокомнатной квартиры, а первыми блюдами стали коктейли и закуски к ним. Чуть позже мы плавно перешли на аренду четверти профессиональной кухни и мини-офис, наняли первых поваров. Окупятся ли деньги, которые мы вложили в аренду, мы не могли предположить. На тот момент это было всего 8 тысяч рублей. В итоге небольшой риск оправдался, уверенности в собственных силах прибавилось, проектов стало больше. Нам пришлось расширяться, снимать площадь за 16 тысяч рублей, а еще чуть позже за 40 тысяч. Рос объем мероприятий, все расходы постепенно окупались, и мы со временем нашли свой просторный офис.
Подводные камни: что необходимо учесть при открытии бизнеса?
Основные инвестиции в первое время — это посуда, оборудование и помещение. Без них невозможно организовать кейтеринг. Количество инвентаря зависит от первых торжеств и их объема. После трех или пяти заказов можно докупить остальное — печи, холодильное оборудование, фритюрницы, задуматься о профессиональной логистике и автомобилях.
Рекомендую изучить СанПиН. На первых этапах он вторичен, но хранить продукты в холодильнике раздельно друг от друга и следить за свежестью — самое важное. На сто процентов соблюсти все нормы невозможно, главное придерживаться правил гигиены, не хранить продукты и максимально быстро их использовать, утилизировать остатки.
Бояться конкуренции тоже не стоит. Мы даже стараемся объединяться с конкурентами и проводить совместные проекты, следим за их работой. Это отличный опыт. Так можно выделить свои слабые и сильные стороны, усовершенствовать услуги.
Чего не нужно делать?
Не разделяйте ответственность с партнером. На старте организовать партнерские отношения сложно. Недопонимания возникают в любом случае и тормозят процесс развития компании. Зачем делить ответственность с кем-то, если вы еще не научились думать за себя?
Ни в коем случае не берите кредиты. Дополнительные обязанности по выплате кредита также усложняют движение вперед. Ищите выходы, начинайте с того, что не требует вложений. Даже спустя три месяца бурной деятельности не удастся получить огромную прибыль. Поэтому спокойно и постепенно подходите к делу.
Резюме
В компании «Выездной банкет» уже больше 30 человек, которые делают оборот более 5 миллионов рублей в месяц при помощи девяти направлений — это столовые, рестораны, декор, ивент и нишевые услуги.
Чтобы вырасти из маленького кейтеринга в крупную организацию, предпринимателю важно развивать три направления — услуги, продажи и управление командой. Со временем придется разбираться в организации отдела продаж, в маркетинге, в отношениях с клиентом, трансформации компании и управлении персоналом. Но чтобы начать, достаточно любви к людям, еде и своему делу.