Вино стало мне интересно, когда мой дед пытался мне, тогда тинейджеру, объяснить, что употреблять алкоголь необходимо умеренно. Он говорил, что лучше всего наслаждаться вкусом вина, нежели алкогольным опьянением от других напитков. Он устроил для меня дегустацию крымских и грузинских вин из своей коллекции. Я был поражен различием этих вин, и вопрос, почему они все разные, меня увлек.
Моя компания специализируется навинах сегментов «медиум», «премиум» и «суперпремиум». «Винотерра» – нишевая фирма, которая делает ставку на уникальность вин и высокий профессионализм команды. Работаем с маленькими винодельнями, делающими вина «ручной работы», в каждом из которых можно найти отражение терруара, харизмы винодела, и в которых можно распознать замысел автора, как в произведениях искусства. Нам никогда не должно быть стыдно ни за одну бутылку, которую мы продали.
С точки зрения бизнеса мне больше всего интересны вина классических европейских винодельческих регионов, а также вина Нового Света, сделанные в элегантном стиле. Они уникальны, не повторяются, и притом они, как правило, легко пьются.
Лично мне нравятся элегантные вина из регионов с долгой историей, где искусство возделывания лозы и производства вина шлифовалось столетиями, где можно открыть бутылку двадцатилетнего вина и восхититься его живостью – из долин Мозеля и Рейна, с террас Вахау и Кампталя в Австрии, из Бургундии, долин Луары и Роны, из Пьемонта и Тосканы, из испанской Риохи и португальского Дана.
Сложнее всего в России продавать малотиражные вина из менее известных регионов, даже несмотря на то, что часто они оригинальны и имеют прекрасное соотношение цены и качества. Наши потребители, если выбирают что-то выше среднего по цене, как правило, делают выбор в пользу брендов, то есть «пьют этикетку».
Верный путь к провалу в виноторговом бизнесе – отсутствие тщательного подбора портфеля, а также специализация на винах из малоизвестных винодельческих стран и регионов, т.е. на экзотике.
В последние годы этот бизнес стало вести труднее, потому что постоянно меняющееся законодательство и отстающая от него правоприменительная практика постоянно создают препятствия. Очень жаль, что нет четкой ориентации государства на то, чтобы привести население к умеренному и культурному потреблению вина. Сейчас оно не делает различий между качественным вином, водкой и коктейлями в жестяных банках.
Самое запоминающееся вино, которое я пробовал – испанское красное Imperial Gran Reserva 1970 из Риохи. За последние два года я пил его несколько раз, и каждый раз оно поражало меня своей живостью, тонкостью и глубиной.
Мой главный успех – создание компактной, мобильной и высокопрофессиональной команды, которая является двигателем компании, а также уникальный портфель, который мы создали.
Мой главный принцип в работе – делать качественно все, за что берусь.
Сегодня большинство потребителей ценят либо престижность вина, либо его низкую цену. Хочется надеяться, что начнут отдавать должное соотношению цены и качества и уникальности вин.
Сейчас в тренде тонкие, элегантные вина, которые легко и приятно пьются, а мода на блокбастеры, сделанные для баллов винных критиков, уходит в прошлое, и слава богу.
В работе меня по-прежнему удивляет тот продукт, с которым мы работаем: как много природных, культурно-исторических и прочих нюансов формируют то, что наши клиенты в итоге находят в бокале.
Главными проблемами винного рынка России я считаю невысокий профессиональный уровень его участников, слабую образованность потребителей, укрупненность рынка с его бюджетно-коррупционными методами, за которые платит всегда потребитель, невзвешенную политику государства по отношению алкоголю, его тягу к монополии и сухому закону. Наш рынок существует всего двадцать с небольшим лет, что немного. Присутствуют все проблемы молодости.