Кто уехал в Сочи?
На Олимпийских играх 2014 года в общей сложности задействовано несколько десятков тысяч сотрудников различных профилей: от переводчиков и всевозможных координаторов до водителей и грузчиков, от поваров и горничных до генеральных менеджеров гостиничных комплексов.
Еще за несколько лет до намечающейся Олимпиады было понятно, что Сочи, насчитывающий около 300 000 населения, даже с учетом близлежащих районов, не сможет предоставить достаточное количество персонала для такого масштабного проекта. Сотрудники собираются из всех уголков России и из-за рубежа.
Управленческие команды в основном уже давно сформированы, хотя сейчас наблюдается и некоторый отток топ-менеджмента из Сочи. В основном, на олимпийских объектах профессионально реализуются специалисты, которым были предложены повышения в должности, степени ответственности и расширение функционала, а также возможность доказать свой профессионализм уже на новом уровне.
Сочи привлекает старт-ап менеджеров, кому как раз спокойная и понятная операционная деятельность скорее неинтересна, а построение бизнес-процессов, формирование команды, необходимость принятия быстрых нестандартных решений является мотивирующим фактором.
Основная проблема заключается в поиске линейного персонала (супервайзеры служб, специалисты приема и размещения, официанты, горничные). Причем речь идет не только о качестве, но и о количестве. Привлечение персонала происходит несколькими путями: подбираются квалифицированные сотрудники с опытом в гостиничном или ресторанном бизнесе, идет обучение сотрудников без релевантного опыта, а также поиск различных аутсорсинговых партнеров.
Оргкомитет ищет волонтеров. Ресурс опытного персонала давно исчерпан, и огромное значение уделяется обучению, ведь основной составляющей продукта, предлагаемого гостиничным и ресторанным сегментами, является сервис, который оказывается гостям именно линейным персоналом. Сложность возникает со знанием английского языка, так как быстро выучить его невозможно, а сотрудники фронт-линии должны общаться с иностранными гостями.

На Олимпийских играх 2014 года задействовано несколько десятков тысяч сотрудников различных профилей: от водителей, грузчиков и горничных до различных координаторов и генеральных менеджеров гостиниц
Удачный момент
Компании мотивируют сотрудников бонусными схемами по итогам проекта, возможностью проявить себя и продолжить профессиональное развитие в рамках гостиничной сети. Для желающих начать карьеру в индустрии гостеприимства это удачный момент, возможность входа в крупнейшие российские и международные структуры.
Основным же мотивационным моментом по-прежнему является денежное вознаграждение, и далеко не все после Олимпиады останутся в индустрии. Компании готовы перекупать топ-менеджмент, в то время как вознаграждения для линейного персонала находятся примерно в медиане по Москве, что выше уровня заработных плат Сочи.
Некоторая часть персонала принимается на стандартные бессрочные трудовые договоры с прицелом остаться на объекте и после Игр. У таких сотрудников, в зависимости от компании, предусмотрен социальный пакет, включающий медицинскую страховку, оплату питания, жилья, сотовой связи и т.д. Большинство же сотрудников оформляются на проект, по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, с фиксированной оплатой за услуги и без соцпакета.
Расходы на проживание сотрудников компенсируются работодателем, например, если сотрудник арендует квартиру (это касается управленческого персонала). Или же предоставляется жилье, построенное специальное для этих целей. Как правило, условия проживания более чем скромные, общежития могут представлять собой временные конструкции, которые будут разобраны после окончания Олимпиады.
В некоторых случаях организуются спальные места прямо на рабочем месте, так как работа может быть почти круглосуточной, без возможности тратить время на дорогу от места проживания до работы. Ситуации, когда сотрудники переходят в соседний объект на чуть большую заработную плату или лучшие условия проживания, не редкость.
Что касается управленческого персонала, то, по словам представителей сочинских объектов индустрии гостеприимства, между ними существует соглашение не переманивать друг у друга персонал, но если сотрудник сам изъявил желание перейти в конкурирующую компанию, никто этого не запретит.
По наблюдениям за нашими кандидатами и клиентами, некоторых сотрудников откровенно перекупали, предлагая уровень дохода примерно на 20-25% выше рынка, а также релокационный пакет (индивидуальные условия для иногородних кандидатов при переезде на работу по приглашению компании) и бонусную схему. Переезд на непонятный срок с возможной перспективой вернуться в свой регион и опять заниматься собственным трудоустройством компенсируется возможностью хорошо заработать – некоторая финансовая подушка пригодится, если поиск работы будет затруднен большим количеством одновременно высвободившегося персонала.
На сегодняшний момент ни у кого нет сомнений в том, что в индустрии региона будет спад. Вопрос лишь в его масштабах. Часть управленцев начинают присматриваться к вакансиям в своих регионах уже сейчас. Однако менеджеры, прошедшие школу авральной и многозадачной работы во время подготовки и проведения Олимпийских игр, должны быть востребованы на старт-апах гостиниц и ресторанных проектов в России и СНГ.