Как выбрали тему конгресса — «Люди, изменившие мир вина»?
Их у нас много, так что долго выдумывать не пришлось. Каждая является логическим продолжением тем прошлых лет. Мы постоянно говорим о глобальном качестве и возможности его донесения в рынок. Учитываем аудиторию, которая сильно смещена в сторону B2B. Нам было важно познакомить собравшихся с ключевыми фигурами отрасли, людьми, которые, собственно, и создают это самое качество. Одна из основных задач конгресса — создать возможности для диалога, это мероприятие должно быть практично. Все выступающие — люди, которым надо было задавать много вопросов. Конечно, нам важно, чтобы тема была коммерчески привлекательна.
По каким критериям выбирали площадку? Какие были нововведения?
Мы проводили здесь первый конгресс. Сделали работу над ошибками, учли, что нам не хватило пространства. Нам важно, чтобы конгресс проходил в лучших отелях Москвы. С одной стороны, это удобно, с другой — соответствует уровню спикеров. Но нет цели сделать мероприятие категории лакшери — наоборот, цена билета доступна большинству. Места в этот раз хватило, хотя все билеты были распроданы.
Готовить конгресс становится проще — с опытом многие процессы идут по накатанной. Спикеров меньше, чем в прошлом году — тогда нам не хватило времени на общение. В этом году не было ни одного онлайн-выступления, все спикеры физически присутствовали в зале. Проблемы с техникой при онлайн-трансляции неизбежны: задержка звука, низкое качество картинки. Поэтому будем идти по пути прямого общения с людьми, тем более что они не только выступают, но и проводят ряд встреч в более закрытом формате.
Важный момент — технологический: выступающим можно было задавать вопросы со смартфона.
От идеи сделать конгресс двухдневным отказались?
Да, это плохой формат. Так ты теряешь аудиторию, интерес слушателей. Два-три дня можно проводить дегустацию, а такое мероприятие должно быть компактным и мощным, как бомба. В принципе, можно сделать по-другому — организовывать конгресс два раза в год.
Изменился ли состав посетителей?
Есть, постоянная аудитория, но большая часть пришла впервые — это говорит об успехе, ведь нам нужна свежая кровь. Но многие из тех, кто были в прошлый раз, не пришли. Конечно, мы будем анализировать, почему они не проявили интерес.
Большая часть — представители HoReCa, а не кависты или закупщики больших сетей, хотя они тоже присутствуют. Формат сильнее смещен в сторону сомелье — я увидел много тех, кого не видел в прошлые разы.
В этом году я не заметил в зале собственников бизнеса. Скорее всего, это связано с тем, что многие функции делегированы ребятам на местах, и это здорово.
Много российских виноделов. Видел Толстого, несколько человек из Крыма, Галицких из Краснодарского края. Полно новых имен, о которых мы еще не слышали, но скоро услышим.
Много людей не хотят участвовать в таких мероприятиях?
Конечно. Ведь только в одной Москве больше двух тысяч сомелье. В прошлый раз я сильно недоумевал, почему сомелье игнорируют конгресс, но в этом году вижу, что есть приток людей из профессии. Наверное, мы смогли объяснить, что за 2 500 рублей можно получить уникальную возможность дотянуться до людей, которые формируют отрасль.
На мой взгляд, если игнорируешь такую возможность, ты просто не подтверждаешь свою квалификацию. В соцсетях я вижу молодую часть аудитории, сомелье в первую очередь, которые над всем стебаются. Хочу сказать, что не стоит этого делать, а то так и застрянешь в возрасте коротких штанишек. Если ты стесняешься слова Simple, хотя бы обрати внимание на слово «конгресс». Саморазвитие — вещь важная, но практика и опыт показывают, что совсем не достаточная. Многие не боятся прийти на мероприятие, потому что понимают, что выгоду от конгресса получает не только наша компания, но и весь рынок в целом.
Здесь потрясающий обмен опытом, а кроме того, люди, которые выступают на конгрессе, контролируют 90 % всех денег в отрасли. Если их модели рынка оказались успешными, наверное, бессмысленно пытаться изобрести велосипед.
Одна из задач, которую я перед собой ставлю, участвуя в конгрессе — разговор начистоту с людьми и обсуждение того, что надо сделать для развития рынка.
Как получаете обратную связь?
Как все общество — через соцсети и личное общение — с сомелье, директорами. Все отзывы систематизируются и анализируются — наша задача увидеть ошибки. В этом году верится, что их будет существенно меньше.
У нас был овербукинг, не хватило даже резервных мест, которые оставили для сотрудников. Нужно ли увеличивать количество мест — вопрос открытый. Искусственно нагонять аудиторию неправильно. Сейчас сформировался некий спрос на эту услугу рынка, и он немаленький, мы говорим в среднем про 600 человек. Это хороший показатель для любой индустрии — если вы решите собрать фармацевтов, едва ли можно ожидать, что придут 500–600 человек.
У нашего рынка две особенности — он неструктурированный и малообъемный. При этом он гораздо более консолидированный, чем многие другие: много различных сообществ, клубов. Люди прогрессивно мыслят — наш продукт сложный, специфический. Аллена Мидоуза приходят послушать по тысяче человек, а ведь спросите у людей на улице, кто это такой — вам ни один человек не ответит.
В чем главная сложность продажи вина?
Понятие «качество» сильно размыто. Мы находимся в неопределенной политико-экономической ситуации, причем это касается не только России, но и всего мира. В этих условиях надо уметь четко позиционировать свой продукт и понимать, куда движется рынок в целом. С одной стороны, это социально-экономическая проблема, а с другой — еще и поколенческая. Дети взрослеют и получают доступ к продуктам. Надо понять, как с новой молодой аудиторией общаться. В России как нигде потребитель находится в поиске. У него не хватает средств, он пытается искать замену привычным винам.
Какие планы на следующий год?
Тему пока не буду разглашать, но назову несколько человек, которые должны приехать. Так, подтвердил участие Джеймс Саклинг — один из двух остающихся у дел классических авторов. Надеюсь, что он не соскочит крючка. Также привезем практических специалистов: в этом году это сотрудники Wine-searcher, в прошлом — Vivino.
Диджитал-технологии — наше будущее. Все живет в интернете и будет смещаться туда. Следующее направление, которое мы будем осваивать, если наше государство наконец разрешит — дистанционная продажа вина. Пригласим какого-нибудь эксперта по этому вопросу с крупной площадки.
Когда это может произойти?
Надеюсь, уже в этом году. Скорее всего, будет касаться российского вина.