«В Европе виден медленный возврат к классике — винам из Франции, Италии и Испании»
Собравшиеся попробовали несколько образцов, которыми «Да!» особенно гордятся — гави со сдержанным ароматом и ярким вкусом, легкий мозельский рислинг, очень характерный новозеландский совиньон-блан, бюджетное, но качественное вино из Приората, амароне и портвейн тони. Пара вин была продегустирована вслепую — ими оказались шабли премье крю и красное бордо из Сент-Эмильона.
Во время мероприятия удалось задать Франку несколько вопросов.
У вас огромный опыт в самых разных областях винного бизнеса. Чем занимаетесь сейчас?
Я очень много учу, езжу по всей Европе. Это занимает практически половину моего времени. 25 % времени я провожу здесь, в Москве — работаю с двумя ретейл-сетями, «Да!» и «О’Кей». Это разные компании, но у них один владелец. Оставшиеся 25 % консультирую винодельни.
Вы работали с отелями высшего класса. Чем заинтересовал проект дискаунтера?
Вы имеете в виду — что пошло не так? (смеется). Я в винном бизнесе уже 35 лет, занимался всем, от импорта-экспорта до управления ассортиментом топовых гостиниц. Мне хотелось показать, что и в магазине низких цен можно придерживаться стратегии, основанной на качестве. Задачи это очень разные, но, в конце концов, сводятся к одному и тому же.
Сколько уже сотрудничаете с «Да!»?
Около четырех лет.
Какие тренды определили облик винного рынка в этом году? Какие будут актуальны в следующем?
В целом в мире несколько лет растет популярность органических и биодинамических вин. Эта тенденция сохранится. Далее — рост потребления игристых вин, в основном просекко. Растет рынок розовых вин и вин с меньшим содержанием алкоголя. В России все наоборот — никакого розе, больше алкоголя! Да нет, это шутка! Если серьезно, здесь главные тренды — рост внимания к качеству, уход от сладких вин.
Какие новые тенденции появляются?
В винном мире все происходит медленно, так что не бывает такого, что, например, какой-то регион мгновенно становится популярным. В Европе виден медленный возврат к классике — винам из Франции, Италии и Испании. Люди немного устали от вин Нового света. Да, если вино дешево, скорее предпочтут его, но чуть более дорогое выберут европейское.
Каковы главные угрозы мировому винному бизнесу?
Поводов для беспокойства немало: изменение климата, глобальный тренд на меньшее потребление алкоголя, Брекзит, торговые войны.
Чем отличаются вина для ретейла и для HoReCa?
В рознице люди более чувствительны к цене. Когда человек идет в ресторан, он легче расстается с большой суммой. Поэтому в магазинах покупают много русского вина, в ресторанах — практически не заказывают.
Растет ли спрос на российское вино?
Не уверен. Мне кажется, спрос в ретейле довольно стабилен.
Чем составление ассортиментной матрицы отличается от создания винной карты?
В ресторане люди меньше склонны к экспериментам. Вина дороги, и потребители скорее предпочтут проверенный вариант: известный регион, знакомого производителя. Так обстоят дела во всем мире. В супермаркете мы готовы рисковать и попробовать новое.
Сколько российских вин в ассортименте «Да!»?
Из тихих — 25–30 %. Мы очень много внимания уделяем качеству этих вин, проводим тщательный отбор, были у производителей.
Насколько сильно влияет специфика региона на спрос?
В «Да!» много вин из Краснодарского края и Крыма, в «О’Кее» также есть ростовские. И я не вижу, чтобы люди отдавали предпочтение какому-то одному региону. Если только магазин не находится в Ростове!
Почему решили изменить ассортимент в этом году?
Мы всегда стремимся к совершенству. Если вино не очень хорошо продается, ищем ему замену. Иногда нам не нравится новый урожай, а иногда просто хочется попробовать что-то новое. Покупателям не ценят, когда ассортимент меняется слишком сильно — многие вина становятся любимыми. Но в то же время люди хотят иногда видеть что-то новое. В этом году заменили не больше 15 % вин.