Этот год показал, что нужно продолжать активнее работать с поколениями Y и Z. Люди растут, развиваются и постепенно начинают занимать руководящие позиции. Если мы в прошлом году говорили про то, что все в мире быстро меняется, то в этом могу сказать, что все меняется еще быстрее. И теперь точно нужно быть начеку и отслеживать тренды в развитии компаний и брендов, которые могут «выстрелить» в течение ближайших лет. Такая внимательность и осведомленность, особенно в вопросах команды, позволит сохранить бизнес в будущем.
Основные итоги 2019 года
Запрос на максимальный аутсорс как отдельных людей, так и целых команд становится все больше и больше. В этом году эта тенденция наметилась очень активно. И все, что можно отдать внешним сотрудникам, им теперь и отдается. Полагаю, что фриланс и аутсорс станут главным запросом от заказчиков в 2020 году. Это объяснимо, так как внешним командам ставят конкретные задачи, обозначают сроки, что сложнее сделать с людьми в штате, и глобально аутсорс для любого проекта стоит дешевле, чем наём внутреннего сотрудника или целого отдела. В свою очередь, внешние агентства и люди капитализируют свое время, берут на себя риски и готовы нести ответственность, в том числе и финансовую. Под конкретные задачи теперь привлекают не тех, кто свободен на рынке, а лучших. Плюс, конечно, человек в штате не всегда имеет доступ к тем ресурсам, которые есть у внешних команд. Обременение большим штатом становится угрозой проиграть в будущем. Сегодня мы формируем пулы и рейтинги внешних исполнителей под запросы заказчиков.
Смешанные компетенции. Именно такие качества ищут собственники и топы в людях прежде всего. Самые ценные кадры, а особенно это видно в индустрии HoReCa, — это люди с системным и одновременно креативным мышлением. Основной запрос на таких специалистов, у которых есть навыки и дизайнера, и маркетолога, и аналитика. Например, это управляющие с пониманием работы технолога. Параллельно с этим растет запрос на развитие у ключевых сотрудников умения мыслить самостоятельно и креативно, способности быстро воплощать идеи в бизнес и максимально оперативно тестировать свои гипотезы. Сотрудники с такими компетенциями — как раз представители нового поколения, которое способно лавировать в своих умениях.
Второй важный запрос на людей с развитыми гибкими навыками (soft skills) или тех, кто хочет в себе их развить. Эти навыки в подавляющем большинстве приобретаются в компаниях, на цифровых платформах, школах при ресторанах и отелях. Уже видно, что вузы стали конкурировать не столько друг с другом, сколько с большим количеством фирм и организаций, где можно приобрести знания в процессе работы.
Молодые специалисты будут отдавать предпочтение тем компаниям, которые заинтересованы в обучении сотрудников и не на словах, а на деле. Поэтому всевозможные школы при компаниях — это новый тренд и запрос поколения. И именно таким компаниям проще и быстрее найти сотрудников.
Реакцией на все эти изменения стал запрос на обучение, аудит существующих систем и стратегические сессии, которые позволяют определить основные запросы, связанные с точками роста компании. Следствие — трансформация оргструктуры.
Личный бренд первого лица и HR-бренд компании. Этот тот инструмент, который уже нельзя игнорировать. Лучшие кадры ориентируются на репутацию компании и пристально смотрят на бренд ее основателя. Этот тренд четко прослеживается в поиске управленческого персонала. Теперь потенциальный кандидат запрашивает подробное досье на компанию и ее руководителя. В таких условиях борьбы за кадры сегодня высок процент обращений за эффективными инструментами управления репутационными рисками.
Последний очевидный тренд, который сформировался по итогам этого года и закрепится в 2020 году — тренд на счастье. Время и счастье становятся важнейшими ценностями для людей. Теперь бизнес не просто должен приносить пользу, но и делать людей счастливыми, а ресторанный и отельный бизнес как никой другой обнажает эту потребность. Поэтому основной задачей для топ-менеджеров, HR-отдела и отдела маркетинга будет продумать формат того, как создаваемая вами среда подстраивается под индивидуальное ощущение счастья каждого пользователя, как организовать и экономить время сотрудников и клиентов, в том числе и свободное.