«Товар в закупке недешевый, при продаже становится еще дороже и с массовым конкурировать не может»
Если продукты, позиционирующиеся как фермерские, стоят как их магазинные аналоги, скорее всего, это просто маркетинговый ход. В среднем разница в цене обычно должна составлять около 30 %. Могут ли фермерские продукты стоить дешевле, и из чего складывается их стоимость? Давайте разберемся.
Объемы
Фермерские хозяйства отличаются небольшими объемами самого хозяйства, стада или производства. И основная их задача заключается не в увеличении объемов продукции, а в производстве немассового качественного продукта. Чаще всего такие производители работают под заказ, выпуская небольшие партии скоропортящегося продукта. Получается, что в стоимость каждого товара закладываются постоянные издержки на электроэнергию и воду, зарплату сотрудникам, обслуживание коровников, парников или цеха и некоторый процент на приобретение средств производства, покупку оборудования или постройку необходимой секции. Все это повышает стоимость, поскольку невозможно сильно увеличить объем выпускаемой продукции, а значит, и снизить наценку на единицу товара.
Закупочная логистика
В крупном ретейле нет такого понятия, как закупочная логистика. Все поставщики приезжают в распределительный центр сети самостоятельно. При работе с фермерами ситуация совсем другая. Поскольку объемы реализации здесь небольшие, за продукцией партнерам зачастую приходится ездить самостоятельно. Расстояния у нас в стране большие, продукты нужно возить с соблюдением температурного режима, и на это уходит немало средств — стоимость закупочной логистики по отдельным направлениям может достигать 20 %. В среднем, затраты по рынку составляют 3–5 % от выручки.
Высокие риски
Сельскохозяйственный бизнес сам по себе крайне тяжелый, большая часть сельскохозяйственных территорий находится в зоне рискованного земледелия, что повышает вероятность вообще не получить урожая. Еще стоит учесть, что небольшие фермеры и хозяйства не используют современные агротехнологии, которые помогают повысить урожайность и избежать порчи продуктов. Например, небольшая популяция насекомых-вредителей способна погубить урожай на десятках гектаров. Для борьбы с ними можно использовать современные биоинсектициды, которые широко распространены за рубежом, но редко используются у нас. А большие потери продукции влекут за собой ситуацию, когда риски закладываются в цену реализации.
Степень автоматизации
Ни для кого не секрет, что у фермеров преобладает ручной труд, и на это есть ряд причин. Во-первых, высокая стоимость автоматического оборудования, которое не могут себе позволить даже фермеры со стажем. Во-вторых, некоторые продукты готовятся по уникальным или старинным рецептам, которые сейчас сложно перевести на автоматику без потери качества и вкуса. Все это приводит к тому, что за час мелкий производитель может сделать 20 шоколадок, тогда как фабрика или завод произведет более 200 шт. Получается, что чем меньше человеко-часов используется для производства одной упаковки шоколада, тем ниже цена для конечного покупателя и тем выше продажи, так как все ищут товар по более доступным ценам.
Вопрос натуральности
Мы живем и работаем в век жесткой конкуренции. У кого более выгодное ценовое предложение, тот и получит заказ. Если есть возможность сэкономить на составе, найти более доступный заменитель, то почему бы не воспользоваться возможностью и стать более привлекательным, например, для сети. Небольшой производитель зачастую не имеет возможности купить такие добавки, так как для мелкого бизнеса в этом случае затраты значительно превысят прибыль. Не стоит забывать, что для небольшого производителя очень важна репутация его натурального продукта, поэтому необходимость использовать добавки и заменители отпадает.
В итоге получается, что товар в закупке недешевый, при продаже клиенту становится еще дороже и с массовым конкурировать не может.
Но все же цены могут существенно снизиться за счет работы сразу нескольких факторов. Начнем с того, что в небольших фермерских хозяйствах необходимо использование современной техники, оптимизация бизнес-процессов, введение современных цифровых технологий. Немаловажной помощью в этих процессах будет грантовая и любая другая материальная поддержка государства. Важной частью является и кооперация с компаниями, которые будут брать на себя часть бизнес-процессов. Так, например, делаем мы.