С точки зрения гида, атмосфера, обслуживание, интерьер и цена вторичны по отношению к вкусовым качествам подаваемых блюд
Подлинный успех к фирме пришел в 1891 году, когда Андре и Эдуард обратили внимание на велосипед — тогда это средство передвижения только набирало популярность.
В то время на велосипеды ставили несъемные шины, которые приклеивались к ободу. «Мишлен» произвела настоящую революцию, представив первые съемные шины. Вслед за этим предприятие расширило ассортимент выпускаемой продукции, предлагая теперь шины для инвалидных кресел, тачек и детских колясок.
Вскоре компания начала выпускать пневматические шины для автомобилей и в середине XX века совершила еще один прорыв, выпустив радиальную шину, немедленно получившую огромную популярность у автолюбителей.
Сегодня компания «Мишлен» известна как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Тем не менее шины — это отнюдь не все, чем по праву может гордиться компания.
Проводник в мир высокой кухни
Впервые Красный гид «Мишлен» был выпущен в 1900 году Андре Мишленом и первоначально представлял собой список мест, которые могли быть полезны путешественнику: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма невысокий спрос.
В 1920 году Андре посетил одну из шинных мастерских и обнаружил, что справочники использовались для того, чтобы подпирать скамейки. Решив, что «человек действительно ценит лишь то, за что платит», он начал продавать справочники за умеренную плату.
В 1926 году в них добавили рейтинг ресторанов в соответствии с их ценами — дорогие рестораны помечались одной звездой, по форме напоминавшей цветок.
Пять лет спустя появились вторая и третья звезды, а в 1936 году рейтинговая политика кардинально изменилась.
С тех пор звездочки означают не цену, а качество:
* — очень хороший ресторан в своей категории (имеется в виду тип кухни);
** — отличная кухня, ради ресторана имеет смысл сделать отклонение от задуманного маршрута;
*** — великолепная работа шеф-повара, сюда имеет смысл предпринять отдельное путешествие.
Звезды присуждаются ежегодно. С точки зрения гида, атмосфера, обслуживание, интерьер и цена вторичны по отношению к вкусовым качествам подаваемых блюд. В гиде не рассматриваются «модные» заведения и рестораны без авторской кухни (то есть без шеф-повара).
Оценивают рестораны инспекторы, люди разных профессий, совсем не обязательно связанных с индустрией питания, которые получают за свою работу очень скромное вознаграждение.
Естественно, распределение звезд — это субъективная оценка группы любителей хорошо поесть, находящихся под давлением редакторов.
Потеря звезды для известного ресторана не только оборачивается личной трагедией для шеф-повара, но и неизбежно ведет к заметному снижению доходов. Разница в обороте заведения до и после публикации нового рейтинга может составлять миллионы евро.
Несмотря на критику в его адрес и некоторую зашоренность, справочник является хорошим подспорьем для путешественников.
Если звезды присуждают, значит, это кому-нибудь нужно
Получение хотя бы одной звезды становится маркетинговым прорывом не только для ресторана, но и для региона или даже страны. Это сразу стимулирует приток туристов и гурманов со всего мира. Однако в России на сегодняшний день нет ни одного ресторана с мишленовской звездой.
Если смотреть объективно, в первую очередь Красный гид — это все же справочник для француза, который даже за границей хочет оставаться верным своим гастрономическим предпочтениям, не оставляя в каждом ресторане огромных сумм, поскольку большая часть заведений, отмеченных в справочнике, отличаются адекватным соотношением цены и качества.
К сожалению, отечественным ресторанам пока нечем гордиться в этом отношении.
Кроме того, специфика ресторанной отрасли в России заключается в том, что громкое имя заведения или шеф-повара отнюдь не является гарантией стабильно высокого качества блюд.
По мнению Реми Паскаля, 16 лет проработавшего в компании в качестве ресторанного инспектора, в России вряд ли появятся рестораны, отмеченные звездами «Мишлен»:
«Во-первых, русские не переносят на дух французскую кухню. Это показала практика. И трагедия великого Труагро, открывшего один из лучших ресторанов мира в Москве, который прогорел чуть ли не за полгода — лишнее тому доказательство. Во-вторых, Michelin играет очень большую роль в туризме. Если они начнут здесь раздавать звезды, а они прекрасно осведомлены, что в Москве есть очень хорошие рестораны, вполне достойные этих звезд, это означает, что они проложат дорожку в Россию. Зачем им это надо? Это не гастрономия, это политика».
Аркадий Новиков считает, что в России «мало кто разбирается в еде, поэтому у нас нет «мишленовских» ресторанов — это просто никому не нужно».