Сравним франчайзинг с неким механизмом, который основатель франшизы (франчайзер) продает покупателю франшизы (франчайзи) за вознаграждение.
Этот механизм — успешный бизнес, с которым франчайзер учит обращаться, дает пошаговый план запуска и использования. Франшиза включает в себя все инструкции, стандарты, технологии, ноу-хау, товарные знаки и наработки.
Естественно, отдавать схему работающего и выгодного бизнеса никто не будет бесплатно, поэтому франшизу покупают, оплачивая паушальный взнос на старте и выплачивая ежемесячно роялти за право использования.
Как правило, франшиза дается на ограниченную территорию: город, край, страну, в которых франчайзи имеет право вести деятельность под передаваемым брендом.
Возникает вопрос, а зачем кому-то передавать механизм, который генерирует деньги? Это нужно основателю франшизы для того, чтобы как можно быстрее масштабировать свой бизнес, выйдя на федеральный и международный уровень, оставив позади конкурентов и максимизируя силу бренда.
Зачем покупать франшизу начинающему предпринимателю и нести все эти дополнительные расходы? Эта система оказывается выгодной за счет снижения рисков, которые несет любой новый бизнес. Проще говоря, собственные ошибки стоят дороже, чем уплата роялти за оказываемую помощь.
Существует ряд проблем, с которыми может столкнуться каждая из сторон.
- Приобретаемый механизм по зарабатыванию денег может оказаться не таким уж исправным и принесет только убытки. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, покупатель франшизы должен тщательно изучать бизнес, франшизу которого он покупает.
- Покупатель начнет использовать механизм, но назовет его своим именем, перестав платить за использование. С одной стороны, если такое происходит, то сам бизнес не является уникальным, раз его можно вести под другим наименованием. С другой — сама франшиза была «упакована» таким образом, что не смогла защитить франчайзера.
- Покупатель франшизы будет использовать механизм неверным образом, что он не только не будет приносить деньги, но и будет порочить доброе имя своего создателя. В таком случае стоит как можно быстрее запретить франчайзи пользоваться франшизой и отозвать все права на это.
- Франчайзер не присматривает за работой механизма, а потому он не работает должным образом. С такой проблемой покупателю франшизы будет весьма сложно работать на поздних порах, куда правильнее выяснить это с самого начала, пообщавшись с другими франчайзи сети.
Итог: франчайзинг является выгодной для обеих сторон формой сотрудничества, но только в том случае, если франчайзер «упаковывает» свои франшизу верным образом, а покупатель франшизы тщательно изучает бизнес перед покупкой и исполняет все правила при управлении предприятием.
Читайте также: Как создать франшизу ресторана