Неотъемлемой частью национальной кулинарии являются, конечно, напитки. Они передают характер, менталитет создавшего их народа часто даже в большей степени, чем блюда. Например, мало кто с ходу назовет блюдо-символ Шотландии, но виски придет на ум практически каждому.
1 апреля 2009
Захватывающее искусство флейринга
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
Огонь, шоу, ловкие броски и захваты бутылок и шейкеров, энергия, движение, толпа зрителей – все это флейринг. Эффектное приготовление коктейлей, во время которого бармен вращает, подбрасывает и ловит барные принадлежности, демонстрирует сложнейшие балансы, достойные циркача, и артистичный налив, мало кого оставляют равнодушным. Это направление, зародившееся в Америке, несколько лет назад было ни пике популярности в Англии, законодательнице барменской моды, и сейчас увлекло Россию.
Привет Тому Крузу
Каждый бармен, который берет в одну руку более двух бутылок, использует элементы флейринга. Просто подбросить кусочек льда и поймать его в бокал – тоже прием флейринга, пусть и самый простой. Обязательный компонент этой дисциплины – максимально точное наливание напитка без использования мерной посуды.
Пролив напитков во время исполнения трюков должно быть сведен к минимуму, а в идеале – отсутствовать. Основные технические элементы флейринга – обратные захваты, простые броски, броски через голову, переборы, балансы, жонглирование и множество других трюков и их сочетаний. По сложности флейринг может сравниться с боевыми искусствами.
В 1988 году на большие экраны вышла кинокартина «Коктейль» с Томом Крузом в главной роли. Фильм вызвал резкий рост популярности флейринга
Это направление барменского искусства существует уже более 150-ти лет. Его придумал легендарный бармен Джерри Томас по прозвищу «Профессор», который считается отцом американской миксологии. Впервые Джерри стал показывать артистичное приготовление коктейлей в середине XIX века. Он готовил свой знаменитый Blue Blazer, поджигая шотландский виски и переливая его из бокала в бокал длинной огненной струей, что очень впечатляло зрителей.
В конце позапрошлого века флейринг приобрел иную форму: на улицах тогда выступало множество жонглеров и фокусников, и бармены позаимствовали элементы их искусства.
В 1988 году на большие экраны вышла кинокартина «Коктейль» с Томом Крузом в главной роли. Фильм вызвал резкий рост популярности флейринга. Тренировал Круза Джон Бэнди, победитель первого американского соревнования по флейрингу, которое было проведено знаменитой фирмой T.G.I. Fridays. После проката фильма флейринг-бары стали появляться как грибы после дождя. Огромное количество барменов стало пробовать крутить и подбрасывать бутылки, для некоторых это оказалось мимолетным увлечением, для других – призванием на всю жизнь.
Сегодня многие бармены учат элементы флейринга, чтобы привнести в рабочий процесс разнообразие и выработать собственный уникальный стиль. Ценность такого специалиста растет и в глазах работодателя, ведь бармен – не только знаток множества рецептов и технологий смешивания, но и в какой-то степени артист и даже психолог. Демонстрирующий флейринг бармен привлекает посетителей и приносит заведению дополнительный доход.
В наши дни флейринг стал большим бизнесом. Существует множество организаций барменов, специализирующихся на этой дисциплине, проводятся международные соревнования с немалыми призовыми фондами. Подобные события неизменно привлекают внимание широкой публики.
Мы за ценой не постоим
Рабочий флейринг предусматривает быстрые, легкие и точные движения и трюки, которые можно исполнять без замедления процесса обслуживания. В основном барменам приходится манипулировать бокалом и одной бутылкой, бутылкой и шейкером, гарниром и льдом. Жонглирование бутылками, исполнение брейк-данса с барными принадлежностями и тому подобное к этой дисциплине не относится. Международная ассоциация флейринг-барменов считает рабочий флейринг идеальным для обычной работы в баре и активно призывает барменов использовать его элементы.
Шоу-флейринг исполняется для развлечения публики и с соревновательными целями. Его отличает длинная, выверенная программа выступления. Этот вид барменского искусства (а скорее, спорта) требует длительной, тщательной подготовки, специального набора профессиональных бутылок и других принадлежностей. В подавляющем большинстве случаев шоу-флейринг исполняется во время специальных мероприятий, а не в штатно работающем заведении. Тем не менее, начинают появляться бары, в которых шоу-флейринг является частью развлекательной программы. Во время выступления бармены демонстрируют трюки с 2-5 бутылками, бокалами и шейкерами.
Шоу-флейринг может включать элементы, непосредственно не связанные с приготовлением напитков. Фантазия барменов здесь ничем не ограничена – они устраивают огненные шоу, показывают фокусы, демонстрируют чудеса ловкости, которым могут позавидовать циркачи. Кстати, некоторые из них действительно закончили цирковые училища.
Бармены, профессионально занимающиеся шоу-флейрингом, подбирают аксессуары, наиболее подходящие им по антропометрическим показателям, и даже делают их на заказ. На выступлениях высочайшего класса даже незначительные детали могут повлиять на результат.
Состязания по флейрингу проходят в самых разных форматах. Иногда участники демонстрируют шоу-флейринг в чистом виде, показывают самые изощренные программы, наиболее сложные движения и трюки. По регламенту других соревнований, оцениваются как акробатическая часть номера, так и способность бармена создавать оригинальные напитки, а также знание рецептов и миксологии.
Во время старейшего соревнования Legends of Bartending выступления участников оцениваются в таких номинациях как знание миксологии, точность, скорость, рабочий флейринг, шоу-флейринг.
Два основных флейринговых соревнования проводятся организациями FBA и IBA.
Состязание FBA Flair Pro Tour проходит ежегодно в несколько этапов в разных странах. Каждый этап представляет собой отдельное соревнование со своим призовым фондом. Участник, набравший максимальное количество баллов, получает титул чемпиона года.
IBA проводит соревнование флейрингистов раз в год в рамках крупнейшего чемпионата барменов – World Cocktail Competition. Чтобы принять в нем участие, нужно победить в национальных отборочных соревнованиях. Конкурс проходит на некоммерческой основе.
Крупнейшим событием в мире флейринга считается соревнование «Легенды бара» (Legends of Bartending).
Многие соревнования проводятся на коммерческой основе, их спонсорами выступают различные алкогольные компании, продвигающие свою продукцию. Максимальный призовой фонд достигает 50 тысяч долларов. Многие из них проводятся в Москве.
Что нынче в моде?
Флейринг получил в нашей стране и популярность, и бурное развитие. Его известности способствовали усилия Барменской ассоциации России и, в частности, ее президента Сергея Цыро, который широко пропагандировал флейринг. В 1999 году было проведено первое российское соревнование флейринг-барменов, а в 2003 году российский бармен Александр Родоман стал чемпионом мира по версии IBA. Состязания по флейрингу, проходящие в России, неизменно привлекают внимание публики.
Флейринг имеет не только поклонников, но и убежденных противников, среди которых – лучшие миксологи мира. Они считают, что бармены слишком увлеклись техникой, трюками и фокусами, забыв о главном – вкусе напитка, атмосфере бара, общении с гостем. В России дело порой доходит до того, что при устройстве на работу бармена спрашивают не о том, знает ли он историю напитков, методы их приготовления и подачи, а о том, умеет ли он подбрасывать бутылки. Кроме того, зачастую шоу-флейринг служит не столько популяризации коктейльной культуры, сколько рекламе алкогольных брендов, которые и спонсируют различные соревнования и шоу.
Противники шоу-флейринга считают, что мода на флейринг мешает развитию творческой миксологии, способствуют формированию неверного представления и о коктейлях, и о профессии бармена. В Англии вот уже как несколько лет страсти по флейрингу поутихли, растет количество миксологов- профи, особый интерес вызывает коктейльная классика.
Защитники указывают на то, что многие флейрингисты – состоявшиеся бармены во всех смыслах. Они работают послами брендов в алкогольных компаниях, разрабатывают коктейльные предложения для заведений, постоянно совершенствуют свои умения и пополняют знания. Сторонники флейринга приводят в пример Лас-Вегас, где «проливается» 80% всего алкоголя в Америке, и продают его именно flairtenders. В Штатах флейрингисты – звезды, приносящие бешеную прибыль своим заведениям и, конечно, в топовых барах там работают только флейрингисты.
В любом случае, в каждом из направлений есть настоящие профи и просто дилетанты. Ни красочное шоу, ни роскошный вид напитка не спасут посредственный коктейль. Даже если бармен исполнит на стойке стриптиз, жонглируя десятью бутылками, или по всем правилам разложит цветные слои, это не поможет заведению, которое предлагает гостям невкусные коктейли, сопровождаемые невежливым обслуживанием.
Звезды флейринга
Алексей Мочнов
Алексей начал работать в ресторанном бизнесе в 1997 году в самом известном тогда клубе Санкт-Петербурга Hollywood Nights в должности официанта, а затем бармена. С 1998 по 2003 год работал старшим барменом и координатором меню в известных заведениях Питера. С 2000 года начал профессионально выступать на российских и международных чемпионатах среди барменов. Сегодня является одним из лучших барменов России по рабочему и шоу-флейрингу. Алексей – призер и победитель более 50 чемпионатов среди барменов, как российских, так и международных, чемпион Европы и неоднократный чемпион России. Он является членом Flair Bartenders' Association, Барменской ассоциации России и Петербургской ассоциации барменов.
Сейчас Алексей живет и работает в Москве, консультирует бары и рестораны, организует работу заведений, является бренд-амбассадором марки Putinka Limited Edition (компания Vinexim).
Александр Родоман
Александр – член FBA, руководитель школы барменов Bacardi Flair School, чемпион мира 2003 года и многократный чемпион России среди барменов. Победитель и призер многих международных и российских чемпионатов: Grand Final BMGP 2003 (Италия), Bar Stars Flair 2008 (Россия), Putinka Flair Moscow 2008, Grand Final WCC 2003 (Италия), World Cocktail Competition 2004, 2003, 2001 (Россия), BMGP 2003 (Россия), Россия Open Cup 2003, 2002 (Россия), Flair Castle 2006, 2005 (Украина), Free Style 2006, 2004, (Украина), и т.д.). Кстати, Александр закончил цирковое училище по классу эквилибристика, жонглирование.
Кристиан Делпеш
Кристиан – один из самых известных барменов мира, входит в число основателей World Flair Association,член FBA, чемпион мира 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов, многократный чемпион Аргентины и США, победитель и призер множества соревнований.Кристиан задумался о карьере бармена, после того как увидел знаменитую кинокартину «Коктейль». Трюки он изучал по фильму, так как больше учиться было негде и не у кого. Он уделял занятиям все свободное время, а параллельно учился делать фокусы. Навыки фокусника очень помогли ему в дальнейшем, придав его движением мягкость и плавность. Он работал в барах на Тенерифе и на Ибице, но единомышленников только в Майами. Кристиан говорит, что секрет успеха – в преданности своей работе, постоянных тренировках и изобретении нового.
Бенам Джерами
Бенам – член FBA, призер чемпионатов Мира и многократный призер чемпионатов США. Он активно занимается флейрингом уже более 10-ти лет, постоянно ездит по миру и участвует в огромном количестве соревнований, стабильно занимая высокие места. Бенам считает, что флейринг больше относится к спорту, чем к барменскому делу, и надеется, что появятся единые большие соревнования по этой дисциплине. Джерами говорит, что для достижения высоких результатов надо относиться к флейрингу серьезнее, чем просто к увлечению.
Читать далее в рубрике «Барное дело»
01.02.2009
HM
В современных условиях, когда бизнес должен работать с максимальной отдачей, сокращение затрат зачастую становится первостепенной задачей, стоящей перед руководителем и сотрудниками предприятия. В баре можно неплохо сэкономить на огромном количестве мелочей, причем зачастую без малейшего вреда качеству и с минимальными усилиями. При разумном подходе можно экономить даже на инвентаре и компонентах для коктейлей. Можно, но осторожно.
01.12.2008
Мир коктейлей настолько велик и разнообразен, что разобраться в огромном изобилии смешанных напитков бывает очень непросто – их классифицируют по самым разным признакам: по главному компоненту, времени и методу употребления, внешнему виду и многому-многому другому. Представляем вашему вниманию основные типы коктейлей.
01.11.2008
НМ
14-16 октября в Москве проводился открытый чемпионат мира по флейрингу Bacardi Pro Flair World Championship. Для зрителей – это эффектное шоу в исполнении лучших флейрингистов со всего мира, а для барменов – шанс выступить на серьезном соревновании и побороться за внушительный денежный приз.
7 тыс