Текущая ситуация неопределенности влияет на глубину бронирования и заставляет путешественников отказываться от поездок
Третий квартал продемонстрировал восходящий тренд по загрузке. Уже в августе в среднем по рынку брендированные отели российской столицы превысили показатель марта. Проведение мероприятий в отелях, активизация внутреннего туризма, возобновление деловой активности позволили сентябрю достигнуть практически уровня 50 %. Средний тариф наоборот демонстрирует нисходящий тренд. Так, в сентябре снижение среднего тарифа в целом по рынку составило 20 %, что превысило антирекорд апреля и мая (19 %). Спрос на рынке перераспределяется, выбирая более низкие ценовые сегменты.
Сегмент люкс единственный наращивает тариф. В этом сегменте традиционно высока доля иностранных гостей, индивидуальных путешественников и деловых туристов. В силу закрытых границ и введенных ограничений число иностранцев в столице значительно сократилось, многие путешественники пересмотрели свои планы. Отельеры понимают, что снижение тарифа в люксовых отелях не сможет решить текущие проблемы, а в долгосрочной перспективе негативно отразится на рынке в целом.
Средний тариф за три квартала 2020 года продемонстрировал снижение на 9 % относительно аналогичного периода прошлого года, составив порядка 6,8 тыс. рублей. Максимальное падение на московском рынке продемонстрировали верхний предел среднего ценового сегмента и средний ценовой сегменты, где ADR сократился на 26 % и 21 % до 3,6 тыс. рублей и 3 тыс. рублей соответственно. Люкс нарастил тариф на 6 % по сравнению с 9 месяцами 2019 года.
Загрузка отелей составила 36 %, что на 54 % ниже аналогичного периода прошлого года. Чем выше ценовое позиционирование отелей, тем значительнее снизилась их загрузка — от 47 % в среднем сегменте до 70 % в люксе.
В среднем за 9 месяцев доходность на номер по каждому из сегментов сократилась на 58–68 %. В первом квартале снижение составило 15,5 %, во втором — минус 87 %, в третьем — минус 64 %, что привело к снижению на 58 % в целом за три квартала. Максимальное снижение на уровне 68 % наблюдается в сегменте люкс. В абсолютных показателях доходность на номер растет. Если в апреле доходность по рынку составляла 500 рублей, то в сентябре она увеличилась в 6 раз и достигла более 3,1 тыс. рублей. Показатель RevPAR за 9 месяцев составляет 2,5 тыс. рублей.
В октябре 2020 года состоялось открытие отеля Movenpick Moscow Taganskaya. Это первое открытие с начала года в Москве и первый отель под брендом Movenpick в столице. До конца года запланирован ввод в эксплуатацию еще одного брендированного объекта.
Сентябрь — традиционно активный деловой сезон. С возвращением MICE-мероприятий и ростом бизнес-потока гостиницы продемонстрировали положительную динамику, о чем свидетельствует доходность на номер в сентябре. Однако с учетом текущей динамики эпидемиологической ситуации, рекомендаций по переводу на удаленную работу до 50 % сотрудников, ужесточения ограничительных ожидается снижение показателей октября относительно сентябрьских результатов.