«Ограничения, связанные с COVID-19, и непредсказуемая пандемическая ситуация делают прогнозы на вторую половину года малоэффективными»
Отели прибрежного кластера стабильно наращивали загрузку на протяжении 2021 года, и по итогам полугодия достигли 68 % против 55 % в аналогичном периоде 2019 года. Наиболее высокие показатели загрузки фиксируются в объектах среднего ценового сегмента, которые по результатам шести месяцев были заполнены на 75 % (а в активные месяцы апреля и июня этот показатель составлял 80 % и более).
Горный кластер Сочи также смог восстановиться от коронавирусного влияния, правда, не так активно, как морские объекты. Загрузка сетевых отелей Красной Поляны увеличилась по сравнению с 2019 годом и составила в первом полугодии текущего года 66,6 %. При этом более дорогие гостиницы горного кластера смогли вернуться на допандемийный уровень (64 %), тогда как объекты средних сегментов значительно превзошли его (70 % против 64 %).
Средневзвешенный тариф в отелях у моря увеличился по сравнению с первой половиной 2019 года на 31 %, до 9,4 тыс. рублей, тогда как в Красной Поляне показатель прибавил 65 % и достиг 10,4 тыс. рублей. Самая значительная динамика наблюдается в высоких сегментах, где показатель вырос более чем в 1,7 раза к 2019 году и достиг 16,8 тыс. рублей на море и 12,5 тыс. рублей в горах.
«Ярко выраженный рост цен в первом полугодии в горах, а также увеличение тарифов в самых дорогих гостиницах Сочи — это сезонный фактор, обусловленный горнолыжным сезоном. При этом в нынешнем году он был дополнительно усилен закрытостью границ, — комментирует Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. — В мае-июне тарифы пятизвездочных прибрежных гостиниц преодолели психологическую отметку в 20 тысяч рублей. Получив того гостя, который традиционно выбирал зарубежные направления, сочинские отели практически сравнялись в цене с московским люксом. Такого колоссального роста гостиницы Сочи не демонстрировали даже в период чемпионата мира по футболу».
В отличие от рынков Москвы и Санкт-Петербурга, гостиницы Сочи смогли не только восстановить показатель дохода на доступный номер, но и превысить допандемийные уровни. Во всех сегментах рынка произошло практически двукратное его увеличение. Рост высоких сегментов рынка также создал возможности для гостиниц более демократичных сегментов существенно увеличить свои операционные показатели.
В то же время перспективы июля-августа и второго полугодия пока туманны: уже сейчас фиксируется существенное снижение показателей загрузки гостиниц. «Введенные и регулярно меняющиеся правила заселения в отели Краснодарского края вместе с открытием целого ряда внешних направлений, безусловно, стимулировали российских туристов пересмотреть свои отпускные планы, — говорит эксперт. — Июнь, судя по всему, станет “рекордным” летним месяцем, успех которого уже не повторится в нынешнем году. Основное падение мы прогнозируем в августе. В целом ограничения, связанные с COVID-19, и непредсказуемая пандемическая ситуация делают прогнозы на вторую половину года малоэффективными».
