В январе из-за новогодних праздников загрузка гостиниц Москвы обычно находится на уровне 40–50%, реальная динамика рынка начинает проявляться только в феврале. Снижение числа бронирований не так сильно ощущалось на протяжении первого квартала, но стало заметным в последние недели марта.
«Главная проблема, с которой сталкивается гостиничный рынок сейчас, – уменьшение числа бронирований, отмена туристических и корпоративных групповых бронирований и общее настроение иностранных туристов и ключевых турагентов. И гостинице Four Seasons, несколько раз переносившей сроки открытия, в этом году придется начинать бизнес в гораздо более сложной ситуации, чем, например, в прошлом», – предупреждает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвид Дженкинс.
По мнению экспертов JLL, гостиницы в Москве станут более гибкими в отношении цены, чтобы избежать значительной потери загрузки
Сейчас гостиницы для восстановления количества бронирований все более активно пытаются работать с новыми рынками, помимо уже привычных европейского и американского. В то же время в 1-м квартале на московском гостиничном рынке основное снижение наблюдалось в тарифе, а не в загрузке – например, в люксовом сегменте ADR упал на 6%, тогда как в среднеценовом – на 8%. По мнению экспертов JLL, гостиницы в Москве станут более гибкими в отношении цены, чтобы избежать значительной потери загрузки.
Люксовый сегмент (Luxury)
Доходность на номер (RevPAR) в люксовом сегменте сократилась на 6% в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года преимущественно за счет снижения среднего тарифа (ADR) до 12,8 тыс. руб. Два лидера данного рынка – гостиницы Ararat Park Hyatt и Ritz-Carlton – демонстрируют гораздо более высокие результаты по показателю ADR, однако среднее значение по сегменту ниже ввиду наличия других люксовых гостиниц, которые не могут достигать подобного уровня цен.
«Существует вероятность, что на люксовый сегмент окажет влияние спад бизнес-активности, а вторая половина года будет осложнена усилением конкуренции, вызванным открытием гостиницы Four Seasons, – полагает Дэвид Дженкинс. – Люксовые отели российской столицы демонстрируют заметно более низкие показатели по сравнению с более развитыми и устоявшимися рынками, такими как Лондон, где средний тариф в данном сегменте чуть менее 1,1 тыс. долларов или Нью-Йорк – около 930 долларов».
Верхний предел верхнего сегмента (Upper Upscale)
Показатель RevPAR в верхнем пределе верхнего сегмента также снизился примерно на 6%, но уже из-за загрузки. Так, в феврале в данном сегменте наблюдалось падение заполняемости на 10%, что сопровождалось увеличением загрузки гостиниц люксового сегмента в тот же месяц.
«Верхний предел верхнего сегмента является очень чувствительным, так как в сложные времена туристы могут «переехать» в гостиницы верхнего сегмента, – комментирует Дэвид Дженкинс. – В дальнейшем мы можем увидеть снижение среднего тарифа в данном сегменте, на которое могут пойти гостиницы для поддержания уровня загрузки».
Верхний сегмент (Upscale)
В гостиницах этого сегмента наблюдалось самое значительное снижение показателя доходности на номер, что стало следствием падения и загрузки, и среднего тарифа. Операционные показатели гостиниц верхнего сегмента были низкими в этом году, в то время как результаты объектов более низкого сегмента значительно улучшились. Падение RevPAR в верхнем сегменте на 10% сопровождается аналогичным увеличением в сегменте ниже.
Верхний предел среднего сегмента (Upper Midscale)
В 2014 году прослеживается хорошая динамика показателей данного сегмента, а именно – рост RevPAR на 10%, который стал следствием впечатляющего увеличения загрузки на 15% (в ущерб верхнему ценовому сегменту) и одновременного снижения среднего тарифа на 5%.
Средний сегмент (Midscale)
В начале года в Москве не произошло громких открытий новых отелей, однако 2013 год завершился двумя яркими событиями – запуском мультибрендового гостиничного комплекса под управлением Accor (Mercure, Ibis и Adagio) и официальным ребрендингом бывшей гостиницы Renaissance Olympic Hotel в Azimut Olympic Hotel.
Загрузка гостиниц среднего сегмента осталась практически неизменной по сравнению с прошлым годом, при этом средний тариф упал почти на 8%.
В прошлом году в JLL прогнозировали, что результаты 2014 года в Москве будут в целом аналогичны показателям 2013 года в связи с увеличением предложения. «Сложности, с которыми сейчас сталкивается рынок, связаны с политикой и не зависят от самого рынка. К сожалению, гостиницы всегда очень восприимчивы к настроениям туристов и бизнес-гостей, несмотря на то что менеджмент гостиниц пытается сохранять оптимизм в попытках привлечь новые рынки для поддержания спроса», – резюмирует Дэвид Дженкинс. Для восстановления спроса потребуется время.