Мобильная версия, мобильное приложение или адаптивная верстка?
Я рекомендую отельерам начинать именно с мобильной версии, поскольку это решение наиболее бюджетное и простое в исполнении, тогда как создание фирменного мобильного приложения повлечет за собой значительные расходы – от 350 тысяч рублей и выше. При этом приложение необходимо разрабатывать сразу для трех платформ: iOS, Android и Windows Phone. Это путь для крупных сетевых отелей, работающих на международном рынке.
У большинства европейских отелей уже внедряется адаптивный дизайн сайтов, который позволяет им корректно отображаться на любом гаджете: специальная HTML-верстка автоматически адаптирует контент под удобный масштаб, меняет количество колонок и т.д. Услуга настолько востребована за рубежом, что, например, маркетинговое агентство для отелей NetAffinity назвало 2014-й – годом мультиэкранного маркетинга (у нас о таком явлении тоже слышали, на слуху, например, недавний аналогичный редизайн сайта ИД «Коммерсант»).
Вероятно, через несколько лет понятие «мобильная версия» выйдет из употребления, поскольку все сайты будут иметь именно такую универсальную верстку. Однако сейчас адаптивная верстка – не всегда оптимальное решение. Во-первых, такой выбор означает фактически создание нового сайта или глубокую реконструкцию старого. Во-вторых, трудоемкость, а значит и стоимость создания сайта с адаптивной версткой в среднем на 15% выше, чем при разработке обычного сайта.
Адаптивную верстку следует использовать (и предусмотреть при планировании бюджета), если отель собирается проводить полную реконструкцию и редизайн сайта. В этом случае лучше не пожалеть денег и использовать эту технологию, чтобы закрыть вопрос с мобильным и мультиэкранным трафиком на несколько лет вперед. Однако, если переделка основного сайта пока не планируется, адаптивную верстку можно пока отложить и ограничиться экономичной и легкой в разработке мобильной версией.
Одна из типичных ошибок – попытка «затолкать» весь сайт отеля в мобильную версию
Мобильная версия: особенности проектирования
Мобильная версия – это не просто облегченная копия основного сайта, это совершенно отдельный ресурс, проектирование и верстка которого ведется по абсолютно иным законам. Одна из типичных ошибок – попытаться «затолкать» весь сайт отеля в мобильную версию.
Действия – вперед
На первое место выдвигаются рубрики, необходимые для совершения каких-либо действий, а не просто чтения и изучения информации. Как известно, мобильные пользователи уже знают, что ищут, и заходят в интернет, имея конкретный сценарий и план действий. В мобильной версии отеля наиболее важными рубриками являются «Контакты», форма бронирования и галерея фотографий номеров. Их и надо предлагать к просмотру в первую очередь. Кроме того, работу с ними клиенту надо облегчать. Например, желательно, чтобы из «Контактов» можно было позвонить в отель, кликнув прямо на номер. А бронирование должно совершаться буквально в 3-4 клика.
Минимум нефункциональных «красивостей»
Максимальный вес каждой страницы не должен превышать 50 КБ. Графику и тексты, имеющие в основном имиджевое значение, необходимо подвергнуть безжалостному сокращению. Остается только та информация, которая продает или помогает клиенту добраться до отеля.
Оптимизация навигации
Для удобства просмотра сайта на смартфоне зачастую иное позиционирование элементов (например, меню не слева, а сверху) или другие дизайн-решения (не выпадающие меню, а прокрутка с помощью ползунка). Обязательно наличие функций показать/скрыть (рубрики, иконки) и увеличить/уменьшить (фото). Они позволяют обеспечить пользователю именно тот объем информации, который ему необходим.
Качественные изображения
Не в смысле «тяжелые», а в смысле интересные, нестандартные и креативные. По данным NetAffinity Research & Insights, именно галереи изображения занимают 2-е место по активности просмотра пользователями на сайтах отеля. Визуальная информация помогает продавать, вызывает наибольший отклик у пользователей социальных сетей и более активно распространяется.
Возможность легкого обмена информацией
Технические решения должны быть продуманы так, чтобы пользователь мог легко перепостить любую понравившуюся ссылку или фотографию с мобильной версии отеля в соцсетях, отправить по почте, скопировать в избранное и т.д.
Необходимо проверить степень совместимости мобильной версии с наиболее популярными геолокационными мобильными приложениями, такими как Яндекс. Карты и Яндекс. Навигатор.
Интеграция с системой управления отелем
Чтобы мобильная версия была полноценным продающим инструментом, позволяющим не только забронировать номер, но и оплатить его, необходима его интеграция с основной версией сайта и системой управления отелем (PMS), при необходимости – с различными платежными системами.
Мобильная маркетинговая стратегия
Как и обычный сайт, мобильная версия не будет идеально работать сразу и без всякой поддержки. Необходимо ее тестирование и анализ результатов с помощью web-аналитики, seo- и контекстное продвижение, чтобы контролировать присутствие в органическом и коммерческом мобильном поиске. Необходима полноценная маркетинговая стратегия для работы с мобильной аудиторией: специальные предложения, бонусы, квоты, тарифы и т.д.
Зарубежные эксперты советуют: сделайте доступным мобильный букинг «в последний момент». По данным NetAffinity Research & Insights, именно мобильный букинг лидирует в срочном бронировании: 31% броней с мобильных устройств делаются для проживания на ближайшие 72 часа. Для привлечения мобильной аудитории и повышения продаж стоит резервировать часть номеров для мобильных пользователей, которые совершают бронирование, например, уже из аэропорта. При наличии спроса на срочное мобильное бронирование тариф на эту услугу может быть повышен.