В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщают, что свою заинтересованность в аренде мест в переходах уже выразили «Кофе Хауз», «Шоколадница», «Волконский» и «Хлеб Насущный».Согласно разработанной концепции, отдельные торговые стеклянные павильоны будет расширены до 25–30 м, таким образом, пассажиры смогут зайти внутрь и находиться в кафе, не мешая пассажиропотоку. В переходах с высоким пассажиропотоком из торговых объектов могут появиться вендинговые аппараты.
Генеральный директор сети кофеен «Шоколадница» Татьяна Шестерина подтвердила заинтересованность компании в размещении в подуличных переходах, однако отметила, что, скорее всего, это будет формат не кофейни, а кофепойнта — точки быстрого приготовления и выдачи кофе.
«Сетям будет выгодно спуститься вниз, даже если на поверхности перехода уже есть аналогичная точка: все-таки это будет совершенно другой формат»
Директор по развитию пекарни «Волконский» Анатолий Бредихин отметил, что потенциально их компания всегда готова рассмотреть новые возможности размещения.
«На московском рынке станции метрополитена являются важным генератором трафика покупателей. Если посмотреть на опыт иностранных городов, например Парижа, Берлина, Мюнхена, Стокгольма, Хельсинки, то узловые станции метрополитена и пригородных поездов уже давно воспринимаются как центры притяжения, где всегда можно найти предприятия общественного питания, аптеки, свежую прессу, товары повседневного спроса. При этом, в отличие от России, еда в метро не обязательно дешевая. Там успешно работают предприятия высокого уровня и цен», — сказал он.
Руководитель отдела по связям с общественностью сети «Кофе Хауз» Анна Кондратьева подчеркнула, что так как метрополитен считается первым перевозчиком по трафику и пассажироперевозкам в Москве, то любая компания заинтересована предоставлять горожанам и гостям столицы свои услуги.
Координатор совета ассоциации «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы» Сергей Марков считает, что появление сетевиков в подземных переходах метрополитена нанесет серьезный удар по малому бизнесу.
«Даже если рядом с сетевой кофейней останется ларек по продаже булочек, кофейня сначала снизит цену, чтобы переманить клиентов, а когда бизнесмен будет вынужден уйти из перехода, не выдержав конкуренции, цены будут, наоборот, взвинчены, — заявил Марков. — Это обычная схема сетевиков по вытеснению конкурентов и на поверхности. Таким образом, пострадают и представители малого бизнеса, и покупатели».
Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас уверен, что сетевые компании заинтересованы в размещении своих точек в переходах, независимо от того, имеются ли стационарные объекты на поверхности в пешей доступности от перехода или нет.
«Площадей для размещения новых точек на поверхности всё меньше, конкуренция высокая, и переход в подземное пространство целесообразен, — пояснил он. — Кроме того, кофейня или аптека даже в самом широком переходе будут находиться в непосредственной близости от проходящих пассажиров, и непременно привлекут их внимание. Сетям будет выгодно спуститься вниз, даже если на поверхности перехода уже есть аналогичная точка: все-таки это будет совершенно другой формат».
Никитас добавил, что в Москве средняя продолжительность маршрута составляет полчаса — этого времени как раз достаточно, чтобы перекусить.
«Люди постоянно торопятся и настроены в переходе на быструю покупку — так что, вероятно, будут покупать кофе и товары именно в дорогу. Скорее всего, и сами точки будут располагать к этому: столиков будет минимальное количество, пространство будет компактным. При этом, чтобы у потребителей не было прямой ассоциации с полноценными точками сети, было бы правильно немного изменить название объектов в переходе, например, с «Кофе Хауз» на «Кофе Хауз-экспресс», — заключил эксперт.
Компанию кофейням и кондитерским в переходах составят салоны связи, аптеки и сервисные мастерские.