Организация деловых мероприятий приносит значительный доход многим гостиничным операторам. Конгрессно-выставочный туризм развит в странах с высоким уровнем деловой активности. Основной объем рынка приходится на Европу (80%), где лидером по праву признана Германия. Конгресс-отели, способные принять более 2 тысяч участников, стали привычным явлением в Америке, Китае и Сингапуре. А насколько перспективно конгрессно-выставочное направление гостиничного бизнеса в России?
1 октября 2009
СПА — доступная роскошь?
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Активное развитие СПА-индустрии с каждым годом увеличивает количество желающих совмещать отдых с оздоровительной программой. Уже трудно представить отель международного уровня без СПА-услуг в качестве дополнительного сервиса. Сегодня, помимо дорогих направлений, таких как Франция, Италия, Бали, Шри-Ланка, есть и вполне демократичные.
География СПА
Песчаные пляжи, лечебные грязи и комфортабельные СПА-центры привлекают десятки тысяч туристов в разные страны. При этом разброс цен на СПА-туры очень велик. В верхнем ценовом сегменте популярных направлений находятся СПА Франции, Италии и, частично, ИСПАнии. Как известно, европейские медицинские услуги стоят дорого. Самым экономичным направлением признан Израиль: Мертвое море, лечебные грязи «в общем доступе», массовый поток туристов и отсутствие культуры СПА. Классом выше стоит Иордания.
Последние несколько лет в направлении СПА-туризма выделяется Греция, в первую очередь, ассоциирующая с талассотерапией. Помимо огромной заинтересованности в туристах, которая проявляется в упрощении визовых требований и приемлемой ценовой политике, страна отличается огромным выбором возможностей для СПА, а сочетание морского воздуха и соснового леса создают уникальный лечебный климат.
Лучшие СПА-отели прошли аттестацию по системе качества Medical СПА и вошли в Союз СПА Эстонии, который в свою очередь является членом Европейской ассоциации СПА (EСПА)
Отдельную нишу занимает Азия. Таиланд, Бали, Малайзия, которые предлагают концепцию, совершенно отличную от европейской: очищение души для восстановления тела. Вместо баночки с дорогим кремом здесь достанут кокос или лайм, натрут, смешают и приготовят натуральное масло для массажа. Близость к природе предлагают и Мальдивы: тут процедуры проведут не в кабинете, а в бунгало на море, среди свечей, благовоний и лепестков.
На просветление души направлены и СПА Индии, где акцент смещается на традиционную йогу. СПА с переходом в национальное лечение – это Китай. После СПА-тура в эту страну можно увидеть удивленные глаза клиентов и услышать такие отзывы: «Со мной побеседовали, потом дали каких-то отварчиков, затем воткнули несколько иголок и... я хорошо себя чувствую!». Именно здесь предложат пилинг маленькими рыбками, обкусывающими верхние слои кожи, и прочие экзотические процедуры.
Рукой подать!
В поиске современных СПА-методик, уникальных природных ресурсов и международного уровня сервиса вовсе не нужно объезжать весь мир. Такая мысль прослеживалась в словах всех эстонских отельеров, собравшихся этой осенью в Москве. На приеме в Посольстве Эстонии, посвященном презентации СПА-направления этой прибалтийской страны, отельеры обещали, помимо невиданного радушия и гостеприимства, оправдать самые лучшие ожидания русских туристов.
Эстонские СПА противопоставляют себя дорогим европейским и азиатским направлениям. По словам члена правления Союза СПА Эстонии Велло Ярвесалу, главной особенностью курортного и восстановительного отдыха в стране является принцип «доступной роскоши». Кроме этого, привлечь российских туристов может короткий перелет (из Москвы чуть более 1,5 часов). «Мы активно сотрудничаем с российскими туристическими компаниями уже несколько лет. Исходя из опыта, считаем, что эстонские СПА-курорты, предлагающие сочетание достоинств отпуска на море с релаксом в санаториях, будут востребованы в России. В наших СПА-центрах, до которых из Москвы буквально рукой подать, всегда хорошая погода и морской воздух в придачу», – делится своими прогнозами Велло Ярвесалу.
И хотя большие надежды связаны именно с российским рынком, пока основными гостями местных курортов являются сами эстонцы. Однако отельеры, присутствующие на приеме, отмечают увеличение потока из России. Так, на примере отеля Meresuu прослеживается следующая динамика: в 2009 г. русские туристы составляют порядка 20%, на эстонцев и скандинавов приходится по 60% и 20% соответственно, тогда как в 2008 г. эстонцев было не менее 85%.
По общим ожиданиям, упрощение выдачи виз нашим гражданам увеличит приток из России. «Визовая практика стала более дружелюбной. Для получения Шенгена больше не нужно официального приглашения. Есть практика выдачи годовых многократных виз, поэтому любители СПА могут ездить в Эстонию хоть каждые выходные», – заявил посол Эстонии Симму Тийк. Сподвигнуть к столь частым поездкам может высокое качество сервиса в отелях, совершенствованию которого уделяется особое внимание. «Жить хорошо, но после посещения эстонских СПА – еще лучше!», – так прозвучал итог приема в Посольстве Эстонии.
По всем правилам
Своими корнями эстонские СПА уходят к XIX столетию, времени расцвета национальных курортов, и затем к санаториям советской эпохи. Сегодня место всесоюзных лечебниц заняли центры проведения досуга, предоставляющие современные wellness-услуги.
Лучшие СПА-отели – на сегодняшний день их 17 – прошли аттестацию по системе качества Medical СПА и вошли в Союз СПА Эстонии, который в свою очередь является членом Европейской ассоциации СПА (EСПА). Ставя своей основной задачей развитие и продвижение лечебных и курортных услуг, Союз особое внимание уделяет совершенствованию качества обслуживания. В настоящее время здесь разрабатывается специальная система аттестации СПА типа wellness.
Четкие критерии количества и особенностей предлагаемых услуг, а также требований к помещениям и персоналу более чем необходимы, так как сегодня любой пятизвездочный отель, имея сауну, бассейн, массажный кабинет и «приходящего» специалиста, готов заявить о наличии СПА-услуг. Однако СПА-отель имеет ряд отличий: здесь не несколько кабинетов, а специализированный центр, для которого иногда строится отдельное здание. Это красивые и просторные помещения, хорошее оборудование, профессиональная линия косметики, доктора, собственный персонал и широкий выбор процедур.
Помимо широкой инфраструктуры, СПА-отели, как правило, придерживаются определенной концепции: «У туристов популярны СПА-отели с «изюминкой», например, со своей уникальной методикой или определенной линией косметики. Также концепция часто выстраивается на восточной философии или древних традициях медицины. Например, в России сочетание признанных европейских разработок с традиционными китайскими методиками представляет СПА Dominique Chenot в Barvikha Hotel&СПА», – рассказывает директор офиса продаж туристической компании «Содис» Ирина Мануильская.
Вопрос доверия
Многолетние традиции обычно привлекают клиентов, однако пока русские туристы в своем большинстве предпочитают отдыху в Прибалтике другие страны. Да и туроператоров, включивших ее в свои направления, не так и много. Почему, если по данным национальной статистики Эстонии, турпоток из России стабильно возрастает (за первое полугодие текущего года увеличение составило 13%)?
Несмотря на вековую историю, прибалтийское направление СПА вызывает доверие не у всех: «Прибалтийские страны не входят в направления нашей компании, так как нам тяжело гарантировать качество сервиса и отеля, – отвечает на вопрос Ирина Мануильская, директор офиса продаж туристической компании «Содис». – Всем известны СПА-школы Таиланда или Швейцарии, но практически никто не знает о прибалтийских СПА. Как немецкие курортынаправлены на внутренний рынок и, несмотря на прекрасные ресуры, не известны нашему туристу (кроме Баден-Бадена), так и здесь основные клиенты – проживающие в стране. Популярность во многом зависит от интересной концепции и рекламы, а здесь нет известной идеи или признанной в мире эстонской линии косметики, чтобы ярко заявить о себе на внешнем рынке».
«Можно много рассуждать о достоинствах СПА-отдыха, но прежде всего надо отметить, что в Эстонию можно добраться на поезде, да и стоимость СПА-услуг и размещения в отелях выигрывает по сравнению со многими странами, – не соглашается Иван Трошин, менеджер направления «Прибалтика» туристской компании «Горизонт». – Прекрасные возможности для экскурсионного отдыха, СПА-туров и пляжного отдыха ежегодно увеличивают поток туристов в эту страну».
Цена удовольствия
Как отмечают представители туристических фирм, СПА-туры не носят массовый характер. Это достаточно дорогое удовольствие (стоимость СПА-пакета в европейском отеле без учета размещения и перелета составляет 2000-3000 EUR), которое рассчитано на обеспеченных дам, готовых позволить себе восстановительный отдых, например, перед днем рождения.
Прибалтийские СПА предлагают совсем иной уровень цен, делающих подобный отдых доступным среднему классу россиян. По данным www.estonianspas.eu/moskva, средняя цена в день при полном пакете, включающем проживание, 3-разовое питание и процедуры, в зависимости от местоположения и сезона находится в диапазоне 30-50 EUR на человека. Стоимость перелета (Estonian Air) или дороги поездом (GoRail) начинается от 75 EUR/направление.
В качестве примера приведем популярный среди россиян СПА-курорт Лауласма, расположенный в 35 км от Таллина, на берегу моря, среди соснового бора. Цена 8-дневного СПА-пакета составит на человека 840 EUR. В пакет входит проживание в отеле уровня 4*, 3-х разовое питание, неограниченное посещение водного центра и парной бани, 3 вида массажей, 6 сеансов соляной терапии, 3 сеанса светотерапии и 3 СПА-процедуры из СПА-меню, включающего джакузи, травяную ванну, озокерито-парафиновую процедуру, душ Шарко и сеанс инфракрасной бани.
«В последнее время популярность СПА-туризма растет, ведь выбирая такой вид отдыха туристы получают возможность похорошеть, постройнеть и улучшить здоровье вместо того, чтобы бороться после отдыха с последствиями переедания и ленивого лежания на пляже», – говорит Иван Трошин, и с этими словами не поспоришь. Индустрия СПА завоевывает мир, не пропуская даже самые маленькие страны и предоставляя нам все более широкий выбор, где и за какие деньги проводить свою «реновацию».
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.08.2009
Пожалуй, перечисление сфер деятельности гостиницы, которые не требуют использования Интернета, займет гораздо меньше времени, чем перечисление участков работы, немыслимых без глобальной сети, – его роль трудно переоценить. О самых значимых областях применения интернет-технологий в современном отеле нашему журналу рассказала Полина Фролова, директор по продажам и маркетингу управляющей компании IFK Hotel Management.
01.08.2009
Для некоторых заведений вопрос о выживании сегодня актуальнее вопроса о продвижении. Руководители этих гостиниц стремятся экономить на всем, и в первую очередь «под нож» идут маркетинговые бюджеты. При этом забывается, что в бизнесе важны все службы, так же как в любом механизме – все запчасти. Если убрать затраты на маркетинг, поток клиентов неизбежно сократится: поскольку отель не фигурирует в СМИ, о нем забывают. Чтобы предотвратить такое развитие ситуации, гостиница может заменить прямую рекламу ненавязчивым пиаром – это один из самых лучших способов продвижения услуг и создания благоприятного имиджа.
01.07.2009
Отель для гостя, особенно для опытного путешественника, – практически второй дом, от которого он ожидает максимум комфорта и набора услуг, необходимых для поддержания хорошего самочувствия. Чтобы клиент остался доволен, сегодня отельеры стараются предусмотреть в гостинице такие «не обязательные» зоны, как спа-центр, тренажерный зал, бассейн, баня – все то, что ассоциируется с красотой и здоровьем – спрос на эти категории в последнее время особенно велик.