Прежде чем начать составлять план вашего маркетинга с минимальным бюджетом, следует определить точки наилучшего контроля любых расходов на продвижение
На что тратить деньги?
Все инвестиции, пусть и крайне маленького бюджета маркетинга, должны быть направлены только на получение результата. Сколько звонков вы получаете после распространения флаеров, знакомства на выставках, рекламы в интернете, вы, может быть, знаете. А от рекламы на радио, в прессе, на телевидении?
Прежде чем начать составлять план вашего маркетинга с минимальным бюджетом, следует определить точки наилучшего контроля любых маркетинговых расходов. Это может быть количество посещений сайта отеля, онлайн-бронирований, совершенных с использованием вашей формы на сайте, запросов коммерческих предложений на проведение мероприятий, визитов ресторанов с дискретным предложением, количество проданных обедов по спеццене и т. д. Только после четкого ретроспективного расчета воронки продаж и точек контроля эффективности взаимодействия с потенциальными клиентами можно думать дальше, креативить и искать яркие решения.
Пример. Мы проводили операционную диагностику деятельности отеля, и в процессе аудита выяснилось, что служба продаж вообще не знает, сколько бронирований ежедневно/еженедельно/ежемесячно совершается на сайте отеля и откуда эти посетители приходят. Счетчики, стоявшие на сайте, рассматривались лишь как место, где можно узнать количество посетителей сайта. Директор отеля был не в курсе подобных данных, следовательно, контролировать их изменение не мог.
Отсутствие рекламы на ТВ – это не фатально
Каждый рубль, потраченный на рекламу, находит свое отражение в продажах, однако дорогостоящие каналы рекламы не обязательно конвертируются в продажи.
Потребитель в невероятном потоке информационно-рекламных сообщений должен услышать вас не менее 7–9 раз. Для достижения такого эффекта вовлекаются, в первую очередь, социальные медиа, контекстно-медийная реклама и методы PR.
Социальные медиа
• Составьте список тем для публикаций: информацию об отеле, городе, подборку интересных фактов, полезные советы, специальные предложения.
• Пишите тексты публикаций на две недели вперед, чтобы согласовать их и размещать каждые два дня.
• Подключите систему бронирования так, чтобы прямо со страницы в социальной сети посетитель мог забронировать номер в гостинице и проверить наличие мест.
• Черпайте идеи у сильных игроков. Не хватает креатива, не знаете, о чем писать – подпишитесь, например, на страничку Four Seasons.
Пример. Проведите розыгрыш – опубликуйте неожиданную фотографию отеля и попросите читателей придумать название, за самый креативный вариант выдайте бутылку вина. А из подписей сделайте картинки-«мотиваторы» с вашими логотипами, которые быстро разнесутся по сети.
PR-программы
• Составьте список тем и определите издания, которые могут быть площадками для публикаций, утвердите список спикеров (обычно ими являются директор отеля и шеф-повар, реже директор по продажам).
• Напишите биографию спикеров. Укажите профессиональный опыт, как долго работают в отеле, в чем видят свою миссию и задачи. Ниже перечислите темы, которые спикер готов обсуждать.
• Сделайте фото спикеров в отеле (за столом с фирменным флажком, с гостевой книгой в руке, на фоне вывески на улице, на ресепшн – так, чтобы логотип отеля попал в кадр).
• Составьте план статей и публикаций. Поставьте задачу – не менее 20 публикаций в месяц в прессе и на онлайн-площадках.
• Организуйте выступления ваших спикеров на мероприятиях. После каждого такого выступления собирайте визитки и отправляйте по базе контактов предложения о размещении в отеле и его услугах.
Пример. Оценивайте все нюансы. Посмотрите, что написано на визитках сотрудников отеля. Фамилия, имя и контакты? А где же описание услуг отеля, уникальное торговое предложение? Как бы просто это не звучало, но визитка – самый дешевый рекламный канал, если нужной информации нет на карточках, значит, они не продают.
Карта для дешевого маркетинга
Расположение является крайне важным критерием при выборе гостиницы для большинства людей. Бизнес-турист хочет жить ближе к офису, любители экскурсий – ближе к музею, посетители выставки – к конгресс-центру. Есть также потребители услуг гостиничных ресторанов, спортивной и спа-инфраструктуры.
Возьмите карту Google, Yandex или Wikimapia. Выделите зону: 15 минут от гостиницы во все стороны. Затем 1) составьте список конкурентов, бизнес-центров, торговых центров, остановок и станций, кинотеатров и клубов, 2) придумайте, как вы им сможете быть полезными и 3) реализуйте.
• Конкуренты. Разместите навигацию, указатели и информацию так, чтобы гости, которые приехали к ним, узнали о вашем существовании и смогли в следующий раз выбрать вас.
• Бизнес-центры. Составьте список компаний-арендаторов – это ваши потенциальные корпоративные клиенты. Выпекайте кондитерские изделия и вместе с коммерческим предложением отправляйте их на имя HR или персонального секретаря директора. Чтобы эти действия были результативными, позвоните на следующий день или попросите прислать фотографию/выложить на социальную страницу фото корзинки с круассанами на столе в качестве доказательства доставки. Формируйте базу потенциальных клиентов.
• Торговые центры, салоны красоты. Дружите с ними, ищите точки контакта и взаимодействия, чтобы их сотрудники и клиенты приходили к вам на бизнес-ланчи, на праздничные ужины и т. д. Для нас результатом от одной такой акции было 22 новых контракта в течение трех недель.
Мобильный маркетинг
Времена, когда контекстная реклама в поисковых системах была очень доступной, прошли. Однако ниши еще остались. Например, у большинства отелей все еще нет мобильной версии сайта. При этом количество посетителей сайтов, выходящих в сеть с мобильных устройств или планшета, высоко.
Создайте компактную страницу с ключевой информацией и бронированием для мобильных телефонов. Это можно делать даже без затрат, ведь бесплатных платформ пруд пруди в сети. Разместите поисковую контекстную рекламу именно для мобильных устройств первыми в вашем городе. Окажется, что даже самые популярные слова «гостиница», «город» будут вам доступны, и весь мобильный поисковый трафик станет вашим.