Планируется, что положения закона будут касаться вопросов сертификации, стандартизации и классификации объектов туриндустрии. Будет определен правовой статус санаториев, пансионатов и других объектов санаторно-курортного комплекса страны. Возникнут новые понятия – «гостевой дом», «хостел». Устанавливаемые законом правила определят требования к порядку обслуживания и предоставления информации о соответствующих услугах, что повысит уровень сервиса.
Кроме того, таким отраслевым законом могут быть урегулированы вопросы создания Национальной системы бронирования гостиниц, единого федерального реестра гостиниц и иных средств размещения, реестра и мониторинга санаторно-курортного фонда, использования специального жилищного фонда.
Сейчас в стране действуют лишь Правила предоставления гостиничных услуг. Именно в них впервые появились такие понятия, как «гарантированное бронирование», «негарантированное бронирование» и «расчетный час», в соответствии с которым осуществляются заезд и выезд туристов в номер и из него.
Директор по маркетингу группы компаний TBS Мария Конабеева говорит, что сегодня рынок гостиничного обслуживания почти не регламентируется: «При бронировании гостиниц и отелей, не входящих в крупные сети, турист не может быть уверен в качестве полученных услуг, особенно это касается частного сектора, модных хостелов и гостевых домов». По ее мнению, новый закон поможет отрасли, однако важно понять, по каким критериям будут оценивать соответствие гостиницы стандартам и кто будет принимать участие в разработке этих стандартов.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов говорит, что новая инициатива Роспотребнадзора приведет к тому, что на рынке станет больше требований, а значит, проверок и штрафов. «Уже сейчас разные инстанции в некоторых городах проверяют гостиницы каждый день», – поясняет он.
По словам директора по маркетингу сети гостиниц Heliopark Ксении Непомнящих, «именно "звезды" – это гарантия сервиса, там есть требования к номеру, к уборке номера, к питанию, к завтраку, а когда их нет – получается, что нет никаких требований к сервису, только собственные инициативы и стандарты отелей». Сейчас же все крупные игроки рынка сами занимаются обучением персонала, поскольку понимают, что сервис – это суть отеля. «Новый закон должен донести эту мысль до всех игроков рынка», – заключает она.
По данным Росстата за 2015 год, в России действует почти 12 тыс. гостиниц.