«Результаты девяти месяцев на рынке гостиниц Санкт-Петербурга было очень сложно предсказать. Неожиданным образом текущая экономическая ситуация сильнее повлияла на московский рынок, а не на петербургский, хотя ожидалось обратное»
По итогам января-августа показатель RevPAR (доходность на номер) в Северной столице снизился по сравнению с результатом аналогичного периода прошлого года только на 4 %, тогда как в Москве – на 10 %.
Разрыв по отношению к результатам 2013 года постепенно увеличивается, и показатель RevPAR за летние месяцы упал в Петербурге на 10 %; в Москве за тот же период наблюдалось снижение на 15 %.
«В случае продолжения этого тренда, мы могли бы иметь довольно позитивный конец года, с небольшим снижением RevPAR – на уровне 5–7 %, однако в сентябре было зафиксировано большое падение к результатам аналогичного периода 2013 года, – комментирует Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – В прошлом сентябре в городе проходил Саммит G20, что вызвало значительный рост тарифов во всех сегментах рынка, и показатель RevPAR за первый осенний месяц 2013 года был на целых 74 % выше результата сентября 2012 года. Это делает некорректными любые сравнения показателей нынешнего года с предыдущим, так как подобная динамика является следствием проведения одного-единственного мероприятия».
В результате под влиянием рекордного сентября прошлого года показатель RevPAR за девять месяцев 2014 года упал на 9,5 % – до 2,6 тыс. руб. Для того чтобы была понятна более реальная динамика рынка, скажем следующее: в случае если бы не было такого существенного роста показателей в прошлом сентябре, снижение составило бы всего 4,5 %.
«Хорошая новость: текущие показатели RevPAR значительно опережают результаты 2012 года – RevPAR за девять месяцев в среднем по рынку сейчас на 10,5 % выше, поэтому, на наш взгляд, оценивая имеющееся снижение к прошлому году, нужно учитывать очень необычный сентябрь 2013 г.», – предупреждает Дэвид Дженкинс.
Говоря об увеличении брендированного гостиничного предложения в Санкт-Петербурге, стоит отметить открытие компанией IHG в начале года первого отеля под брендом Indigo в России (119 номеров). Также в августе начал работу Park Inn Pulkovo на 210 номеров компании Rezidor; в результате число отелей под управлением этого оператора в Петербурге увеличилось до шести. Hilton в будущем году откроет здесь два отеля – Hilton и Hampton.
Люксовый сегмент (Luxury)
За прошедшие девять месяцев петербургские гостиницы люксового сегмента потеряли по 10 % в загрузке и среднем тарифе (в рублях), что привело к падению показателя RevPAR на 20 %. Данный результат является следствием двух основных факторов: во-первых, это первый полный финансовый год для гостиницы Four Seasons, что делает данный сегмент очень конкурентным; во-вторых, в связи с проведением G20 в сентябре 2013 года тариф здесь вырос очень значительно – до 20 тыс. руб. против традиционного уровня в 9 тыс. руб.
Верхний предел верхнего сегмента (Upper Upscale)
В этом сегменте наблюдается динамика, схожая с результатом люксовых отелей, но не в таких драматических масштабах – здесь не было увеличения конкурентного предложения. В целом загрузка и тариф снизились на 6 % каждый, в результате показатель RevPAR упал на 12 %. В прошлом сентябре в этом сегменте также значительно вырос тариф – до 11,5 тыс. руб. против обычного в этом месяце в 7 тыс. руб.
Верхний сегмент (Upscale)
В верхнем сегменте продолжается общий тренд, но разрыв в показателях к прошлому году уже не так значителен. Именно гостиницы верхнего сегмента демонстрируют лучшую динамику в сравнении с 2013 годом: показатель RevPAR за три квартала уменьшился на 5 % – также в равной степени за счет снижения загрузки и тарифа. В этом сегменте наблюдались и самые хорошие показатели летом – уменьшение RevPAR всего на 5 % против среднего по городу в 10 %.
Верхний предел среднего сегмента (Upper Midscale)
Показатель RevPAR в этом сегменте снизился на 7 % за счет снижения загрузки на 3 % и тарифа – на 4 %. В очередной раз падение среднего тарифа было вызвано проведением G20 в прошлом году; в целом же в случае более традиционного сентября динамика в этом сегменте была бы в целом неплохой – всего 3 % снижения загрузки при стабильной стоимости проживания.
Средний сегмент (Midscale)
«С одной стороны, в гостиницах среднего ценового сегмента загрузка за три квартала упала на 9 % к аналогичному периоду прошлого года, с другой – только в этом сегменте наблюдалось увеличение тарифа: в рублях он вырос на 2 % - до 2,9 тыс. руб. Показатель RevPAR в сегменте снизился на 7 % – лучше, чем в среднем по городу, а позитивная, пусть и небольшая, динамика тарифа и вовсе в текущей ситуации смотрится ободряюще.