Английское виноделие растет рекордными темпами: в 2014 году было произведено 47433 гл (6,3 млн бутылок), что на 42 % больше, чем в 2013-м.
20 мая 2015
Стабильность перед лицом перемен
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
На шестом Фестивале южноафриканских вин, прошедшем в гостинице «Метрополь», было представлено 50 брендов, большая часть которых ориентирована на сегмент HoReCa.
Организатор мероприятия эксперт по винам ЮАР Владимир Городков рассказал о достижениях фестиваля и о месте вин ЮАР на российском рынке.
«К сожалению, в России популярны только красные и белые сухие вина, отчасти игристые. А ведь в ЮАР делаются прекрасные крепленые вина типа портвейна или хереса, много десертных вин типа сотерна, которые стоят гораздо дешевле, чем их французские аналоги»
Фестиваль проводится в шестой раз. Какой путь пришлось пройти?
Фестиваль с самого начала был достаточно интересным для рынка мероприятием. Сейчас есть идеи делать не только винное мероприятие, но винно-культурное или винно-пищевое. Два года назад пришлось переехать в новое помещение, потому что предыдущее явно не вмещало всех желающих. Тогда же мы приняли решение, что стремиться нам нужно не к тому, чтобы привлекать все больше народа, а работать над качественным составом аудитории. Количество мест для экспонентов не меняется уже четыре года.
Что препятствует росту их количества?
Нестабильность российского рынка, который постоянно трясет: не одно, так другое. Даже не в предкризисный 2014-й, а раньше несколько крупных игроков ушли с рынка. Сейчас они на него возвращаются, но теперь мелкие производители экономят и не хотят тратиться на выставки. Ну и объективно говоря, мы можем дорасти максимум до 20 выставочных мест, а сейчас их 14. Больше просто нет импортеров южноафриканских вин!
Объединяются ли маленькие производители в союзы, чтобы представлять свои интересы на зарубежных рынках?
Конкретно для того, чтобы выступать на российском рынке – нет, но компании, которые представляют сразу несколько виноделен, существуют. Яркий пример – Robinson & Sinclair. В России они пытаются продвигать именно небольших производителей, которых у них в портфеле много.
Были ли постоянные экспоненты, которые в этот раз не смогли участвовать?
Некоторые крупные известные импортеры не приняли участие – «Русьимпорт» по понятным причинам, «Алианта» не знаю почему, хотя у них достаточно известный бренд. Есть и другие компании, которых хотелось бы видеть на мероприятии, но не вышло. Хотя нельзя сказать, что они были постоянными участниками до этого года.
Свои коллекции вин презентовали такие известные импортеры, как «Арсенал», Eurowine, La Vinchi, «Марин Экспресс», «ОКВ», Perfect Wines, Simple, «Синергия», «Форт» и другие
На какую аудиторию рассчитан фестиваль?
В качестве гостей мы прежде всего ждем сомелье, кавистов, представителей независимой розницы, специалистов HoReCa. Мы приветствуем винных профессионалов, которые служат посредниками между импортерами и потребителями. Ценителям и знатокам южноафриканских вин мы тоже очень рады!
Как отсеиваете нежелательную публику?
У нас есть процесс регистрации: чтобы попасть на фестиваль, нужно заполнить анкету, которую просматривает модератор и решает, пригласить человека или нет. Эффективность не абсолютная, но способ работает. Вторая ступень отбора – уже на входе на мероприятие: мы народ опытный, на выставках бывали не раз, многих «ненужных» людей знаем в лицо.
Как бы охарактеризовали положение вин ЮАР на российском рынке?
Здесь есть два больших аспекта. Прежде всего, нужно определиться, о каком вине мы говорим. Если говорить об экспорте вина наливом, то положение очень хорошее – Россия занимает третье место в структуре экспорта балкового вина ЮАР. Сейчас это количество падает, но было понятно, что ситуация, которая была на рынке два года назад, не будет вечной. Она сложилась исключительно потому, что в Европе был большой неурожай.
Если говорить о бутилированном вине, которое нам наиболее интересно, то здесь Россия выступает не очень хорошо. Мы оперируем цифрой примерно 2 % – причем это как доля РФ в общем экспорте Южной Африки, так и доля вин ЮАР на российском рынке. Ситуация приемлемая, но могло бы быть лучше, потому что ЮАР производит примерно 4 % мирового объема вина, и такую же долю рынка мы бы считали нормальной. Хотя, если посчитать балк, она примерно такой и будет.
Если сравнивать с европейскими странами, где у ЮАР есть по 15–20 %, нам есть куда расти.
С другой стороны, мы понимаем и естественные ограничения: страны друг от друга далеко, естественных точек соприкосновения очень мало. Эти барьеры преодолеть очень сложно.
Меняется ли спрос со временем?
Приятно сознавать, что он растет. Абсолютные значения невелики, потому что рост идет с очень маленькой базы, но Россия для ЮАР – один из самых динамичных рынков: 25–30 % в год.
Что обеспечивает рост?
Хочется надеяться, что в том числе и наши усилия по продвижению.
Какие вина ЮАР наиболее востребованы в России?
Говорить о разнообразии стилистики не приходится. К сожалению, в России популярны только красные и белые сухие вина, отчасти игристые. А ведь в ЮАР делаются прекрасные крепленые вина типа портвейна или хереса, много десертных вин типа сотерна, которые стоят гораздо дешевле, чем их французские аналоги.
Сейчас на российский рынок выходит крупная компания Distell, в портфеле которой есть десертные вина. Фирма пробует рынок и, возможно, через год-два начнет поставки сладких вин. Компания большая, у нее очень сильные импортеры – Simple и «Синергия», возможно, будут и еще, потому что брендов и вина хватит на всех.
Представленные вина ориентированы на ретейл или на рынок HoReCa?
На оба направления – выбор очень большой. Соотношение примерно 70 к 30 в пользу ресторанных вин, потому что компании, ориентированные на поставки в супермаркеты, не считают, что аудитория фестиваля совпадает с их целевыми группами.
Насколько трудно продвигать южноафриканские вина в России?
Для меня это страсть, я делаю то, что люблю, поэтому лично для меня это не сложно.
Какие главные препятствия?
Сейчас запрещена реклама – даже фестиваль я почти не могу рекламировать. Не имею права устраивать платные мероприятия, продавать билеты на дегустации. Во всяком случае, это связано с определенными сложностями. Для импортеров – очень сложная схема ввоза вина в страну.
Нет ресторанов южноафриканской кухни, да и вообще ее практически нет как таковой. Очень слабо развит туризм – очень далеко, нет прямых рейсов. Общая неосведомленность потребителя о ЮАР и винах этой страны.
Какие планы, задумки?
Трудно что-то планировать. WOSA решила прекратить свою деятельность в России: рынок маленький, а у ассоциации не очень много ресурсов. Они решили сконцентрироваться на главных рынках. В число второстепенных направлений попала не только Россия: сокращено финансирование деятельности в Скандинавии и даже в Голландии. Но Россия пострадала больше всех. Теперь цена участия для производителей достаточно сильно вырастет. Наша основная надежда теперь – помощь посольства и департамента торговли и транспорта ЮАР. Так что мы находимся в процессе структурной перестройки, просчитываем варианты. Этот год уже работаем в новых условиях.
Проводите ли другие мероприятия, кроме фестиваля?
Важно разделять, кто организатор. Мы проводим фестиваль в Москве, менее масштабное мероприятие в Петербурге и, скорее всего, сделаем мероприятие на Украине. В прошлом году был фестиваль в Екатеринбурге, в этом его не будет.
Месяц назад было мероприятие Международной торговой инициативы, где были представлены винные компании. В феврале было участие в выставке «Продэкспо», в сентябре, опять же по другой линии финансирования, будем участвовать в выставке World Food. У всех мероприятий разные организаторы. Мы не привыкли их объединять, но, поскольку WOSA больше нет на рынке, можно их упоминать вместе.
В «ПИРе» традиционно не участвуем. Мы пользуемся выставками для того, чтобы представить новые компании. «ПИР» не та выставка, куда приходят импортеры, это мероприятие для гостинично-ресторанной отрасли. Мероприятия для этой аудитории мы организуем сами.
Насколько заметно влияние кризиса?
Я не заметил особых проблем в плане привлечения участников. Некоторые отказываются, но такое случалось и раньше. Но меньше желающих точно не стало. Кроме того, кризис есть только в России, в ЮАР его нет, а финансирование идет, как правило, от производителей. Да и в России ситуация немного устаканилась.
Все понимают, что условия трудные, но к этому уже привыкли – легко никогда не было. Поэтому настрой позитивный, все надеются, что будет лучше.
Читайте также: Владимир Городков о винах ЮАР
Читать далее в рубрике «Виноделие»
14.05.2015
В соответствии с законами ЕС на этикетках вин Эльзаса с 2016 года будут указывать четыре градации сладости: sec, demi-sec, moelleux и doux. Некоторые виноделы приняли эту меру с тревогой.
13.05.2015
В правила маркировки мадеры внесены изменения, которые должны сделать восприятие информации более легким. Это ответ на возрождение интереса рынка к крепленым винам.
4 тыс
08.05.2015
Калифорнийских виноделов летом ожидает усиление засухи. Таковы данные долгосрочного прогноза.