«Нас беспокоит сложившийся имидж южноафриканского вина как дешевого повседневного напитка, мы хотим позиционировать продукты в премиальном сегменте», – сказал Дон Тус, один из основателей CVC, управляющий директор хозяйства Vergelegen.
Поиск критериев и требований занял для новой классификации два года – CVC анализировала успешные проекты такого рода.
Главное требование – хозяйство должно выращивать собственный виноград и винифицировать его самостоятельно. Тус заявил, что официально зарегистрировано таких хозяйств 206, еще 100 могут зарегистрироваться.
Первая ступень классификации – Vineyard Wines. Чтобы ее получить, необходимо будет пройти независимый аудит технических и экологических стандартов, оборудования винодельни, этических принципов и, что самое важное, качества вин. На дегустацию, которое проводит жюри из пяти человек, должны быть представлены вина пяти винтажей. Минимум четверо судей должны подтвердить, что вина соответствуют высокому стандарту и отражают характер виноградника. Процедура повторяется каждые пять лет – важна стабильность качества.
Вторая, более высокая ступень – Terroir Specific Wines. Продукты, претендующие на эту классификацию, должны иметь подтвержденную историю успеха на рынке, но главное – убедить комиссию в том, что они выражают стиль конкретного участка.
«У множества наших хозяйств есть участки с уникальными почвами, с которых получаются особенные вина. Виноделы Эльзаса и Бургундии до мелочей знают свои терруары, мы должны стремиться к тому же», – отметил Дон Тус.
Стикер с указанием классификации будет располагаться на горлышке бутылки.
Несмотря на ограничения, членам CVC не запрещается закупать виноград – просто вина, сделанные из него, не имеют право на классификацию.
На сегодняшний день в CVC входят 22 компании, в их числе Vergelegen, Rust en Vrede, Morgenster, Groot Constantia и Hamilton Russell Vineyards. Еще 28 уже подали заявки, а 53 проявили интерес.
Несмотря на то, что пока в классификацию входят самые именитые винодельни страны, Дон Тус говорит, что эксклюзивность CVC не нужна, напротив, цель организации – максимально широкое представление стилей и хозяйств.
Система отбора в классификацию действительно жесткая – пока высшую категорию получили всего четыре вина – два Vergelegen, одно Paul Cluver и одно De Wetshof – 4 % от поданных заявок.
Тус отметил, что многие «споткнулись» о требование представить вина пяти урожаев. «Мы часто видим, что стилистика сильно меняется от года к году. В принципе это неплохо, но мы говорим людям, чтобы они пробовали снова, как только выработают узнаваемый стиль».
В планах CVC – максимально широкая презентация классифицированных вин во всем мире, работа с прессой. Сначала акцент будет сделан на главных рынках – США и Великобритании.
Тус характеризует английский рынок как «дружелюбный», но отмечает, что известный бренд South Africa ассоциируется у потребителя с дешевизной.
В США новому объединению придется нелегко – там мало знают как о ЮАР, так и о винах этой страны. «Производители даже отменяли дегустации – люди не хотели идти, потому что боялись Эболы!» – рассказал Тус.
Следующий шаг – организация совместных поездок и мероприятий для членов CVC. «Должно быть максимум доверия, чтобы мы могли достойно представлять вина друг друга. Предстоит долгий путь. Мы конкурируем с лучшими в мире, но если будем работать вместе, результат точно будет», – сказал специалист.