Во Франции, в 30 км от Гренобля, находится школа Afrat. Созданная около 40 лет назад для подготовки специалистов, необходимых для обслуживания гостей и участников Олимпийских игр, она не закрылась после окончания спортивных соревнований, а продолжила свою работу. Afrat по сей день готовит профессионалов гостинично-ресторанного бизнеса и туризма. В этом году в Москве открывается филиал школы.
1 июля 2010
Момент истины: как встречать гостей
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
Хостесс – рядовая должность в ресторане, значение которой часто недооценивается. Во многих заведениях эта позиция в штатном расписании вообще отсутствует – функционал Хозяек зала выполняют официанты. Однако работа хостесс настолько разнообразна и важна, что отказываться от этих сотрудников в целях экономии нецелесообразно. Первое впечатление о ресторане складывается с порога, и оно нередко является определяющим. Приветствие и рассаживание гостей – процессы, требующие профессионального подхода.
Гость должен почувствовать себя важным и желанным. Обращайтесь с ним так, как будто он почетный гость в вашем собственном доме!
Униформа хостесс – улыбка!
Обязанности и задачи хостесс зависят от специфики конкретного заведения – от стандартов обслуживания, которые приняты, общей концепции и формата. Однако общую идею существования должности можно определить так: дать гостю почувствовать, что ему рады и хотят видеть снова. В одной американской сети ресторанов эта должность называется Smiling People Greeter – «Люди, приветствующие улыбкой», что как нельзя лучше отражает суть.
Почему же не заменить брутального мужчину с выражением лица «вам у нас не понравится» на улыбающихся девушек и юношей, с искренней радостью приглашающих гостей в ресторан, превращая их в поклонников заведения? Работу хостесс можно определить как успешную или неудачную в ту самую минуту, когда начинается общение с гостями, – это «момент истины».
Например, гость спрашивает, где находится туалет. В одном ресторане сотрудник, бросив угрюмый взгляд, укажет на противоположную сторону ресторана и продолжит свою работу. А в другом – проводит до туалета. Есть разница? Гость должен почувствовать себя важным и желанным. Обращайтесь с ним так, как будто он почетный гость в вашем собственном доме!
Что за фрукт этот гость?
Посетители заведений делятся на разные категории – у каждой свои потребности и желания. Помимо вопроса о том, курит ли гость, необходимо узнать, есть ли у него специальные запросы. Самый лучший способ гарантировать размещение за подходящим столиком – спросить о предпочтениях. Обычно можно услышать следующие ответы:
«Местечко потише». «Где-нибудь подальше от детей». - «Поближе к телевизору».
Вы также можете обращать внимание на «подсказки». Например, если гость пришел с книгой и без компании, дайте ему знать, когда освободится столик в тихом уголке ресторана.
Семьи с детьми
Эта категория гостей требует повышенного внимания. Если вы подарите каждому ребенку шарик при входе, положите перед ним специальное детское меню и цветные карандаши, родители не оставят это без внимания и благодарности. Затраты тут минимальные, а средний чек будет больше, чем обычно.
Пары
Эти гости приходят в ресторан, чтобы поговорить и насладиться обедом. Они будут чувствовать себя более комфортно, сидя за тихим столиком в той части ресторана, где не много народа. Если пара не планирует пойти куда-либо после ресторана, то, как правило, согласна подождать, пока освободится подходящий столик – вам следует выяснить, ограничены ли гости во времени.
Пожилые люди
Рассаживая пожилых людей, руководствуйтесь здравым смыслом. Помогите снять пальто и головные уборы. Не забывайте идти с той же скоростью, что и они. Размещайте пожилых людей в хорошо освещенных, нешумных и легко доступных частях ресторана. Им будет удобно в тихих уголках. Следите за тем, как вы общаетесь с гостями: говорите четко и ясно.
Одиночные посетители
Всегда заботьтесь о том, чтобы одиночные посетители чувствовали себя удобно. Подойдут столики, за которыми хорошо видно, что происходит внутри ресторана и на улице.
Если гость пришел с книгой, ему понадобится просторное, хорошо освещенное место. Не сажайте их за столики в углах ресторана, избегайте места в центре зала, рядом с кухней, телефоном или баром (если только гость не изъявит желания сидеть там), не желательно соседство с романтичными парами или большими компаниями. Спрашивая гостя о том, за каким столиком он хотели бы сидеть, избегайте вопросов типа:
Вы один? Столик на одного? Вы сами по себе? Лучше спросить: «К Вам кто-нибудь должен присоединиться?».
Подростки
Относитесь к подросткам с тем же уважением, что и к взрослым. Так как юные гости любят повеселиться, их следует размещать за теми столиками, где они будут чувствовать себя в центре событий. Как правило, численность подростков за столом постоянно меняется, одни приходят, другие уходят. Не успеете оглянуться, как весь проход будет заставлен стульями – поэтому место должно быть выбрано грамотно, чтобы лишняя мебель не мешала официантам и другим гостям.
Деловой гость
Если у гостя в руках дипломат или сумка с ноутбуком, то, возможно, он захочет поработать во время еды, поэтому ему потребуется много места и света за столом. Если вы заметили, что гость пишет на салфетке, предложите ему бумагу. Постарайтесь быстро обслужить этого посетителя.
Большие компании
Группы гостей, состоящие из более чем 8 человек, – ситуация нередкая. Чтобы гости получили удовольствие и были быстро обслужены, с ними должны работать два или более официанта. Возможно, вам придется сдвинуть вместе несколько столов, чтобы разместить всех. Большие компании обычно предпочитают сидеть рядом с баром. В холодное время года позаботьтесь об отдельной вешалке, дабы верхняя одежда не мешала гостям с других столов.
Гости с ограниченными возможностями
При обслуживании гостей с физическими недостатками необходимо полагаться на свою чуткость. Дополнительное внимание выгодно отличит ваше заведение от других. Старайтесь сажать подобных посетителей рядом с входом, чтобы им не пришлось идти к своему столику через весь ресторан. Если у вас не было опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, честно скажите гостю, что не знаете как лучше обслужить его. Благодаря честности и готовности научиться чему-нибудь новому у вас появится еще один лояльный клиент.
Гостям, которые общаются при помощи знаков, следует предложить хорошо освещенные столики. Старайтесь не сажать гостей с нарушениями слуха в больших и шумных залах. В таких помещениях отражение звука более сильное, поэтому очень трудно что-либо расслышать. Если у гостя ослаблено зрение, представьтесь обычным тоном и поинтересуйтесь, нужна ли ему помощь. Если да, то предложите опереться на руку. Провожая гостя к столику, предупреждайте его о любом повороте, ступеньках или скоплении народа. Предложите прочитать меню (включая цены). Место выбирайте в хорошо освещенных залах.
Каждый раз, когда вы подходите или отходите от столика, сообщайте об этом. Не забывайте как можно чаще подходить к гостям со слабым зрением, так как они не видят, где вы находитесь, и не могут привлечь к себе внимание. По закону собаки-поводыри допускаются в ресторан вместе со своими хозяевами. Собаку нельзя гладить, кормить или отвлекать. Выбирая стол для гостя с собакой, проследите за тем, чтобы рядом со столом было достаточно места для собаки, и чтобы она не мешала другим гостям.
Гости, пришедшие на ланч
Рассаживая гостей, расскажите им о блюдах, включенных в ланч-меню. Объясните, что в обеденное меню входят блюда, пользующиеся наибольшим спросом у ваших гостей, и предлагаются они по более низким ценам. Большинство таких посетителей располагают только одним часом – за это время они должны добраться до заведения, подождать своей очереди, пообедать и вернуться обратно. Узнайте у гостя, сколько у него времени и сообщите ответ официанту. Чтобы превзойти ожидания гостя, следите за тем, сколько времени уходит на его обслуживание.
«Трудные» гости
Время от времени вам придется иметь дело с «трудными» гостями. К этой категории клиент может быть отнесен по многим причинам:
у него плохое настроение; он устал или расстроен, смущен или ошеломлен; находится под воздействием алкоголя или наркотиков; не владеет языком; с ним плохо обошлись во время предыдущего визита; он очень спешит и т.д.
Если вы внимательно отнесетесь к проблеме гостя и сумеете его расположить к себе, ваше общение будет иметь положительные результаты: гость почувствует себя лучше, у него останется благоприятное впечатление и, вероятно, он придет снова.
Вы – хозяева ресторана, которые не должны забывать о госте после того, как проводили его за стол. Подходите к гостям, спрашивайте их мнение об обслуживании и еде, все время общайтесь с ними, улыбайтесь, окружите их заботой и вниманием, как если бы они были вашими личными гостями. Если вы выяснили, что гости пришли в заведение первый раз, сообщите об этом менеджеру, чтобы он смог лично поприветствовать гостей и пригласить их прийти снова.
Благодарим за помощь в подготовке материала Алексея Кислова, генерального директора компании RESTTEAM, а также Prado café за содействие в проведении фотосъемки.
Читать далее в рубрике «Личное дело»
01.04.2010
RSD-consulting
Персонал в XXI веке превратился в главное конкурентное преимущество. И бой за персонал идет не на жизнь, а на смерть. Отдел кадров, Human Resources, Personnel Department, Департамент по индивидуальностям – как только ни назовут подразделения, которые занимаются подбором, обучением и аттестацией сотрудников. А на выходе что? Людей нет – и с точки зрения роста и развития бизнеса это практически непреодолимое препятствие для многих. Своими мыслями о причинах проблем, возникающих с трудовыми ресурсами в Индустрии гостеприимства, делятся специалисты московской компании RSD-consulting.
01.03.2010
Дефицит специалистов и менеджеров в гостиничной и ресторанной сфере побуждает работодателей релокировать сотрудников из других регионов. По данным исследования компании «АНКОР Розница и гостеприимство», во втором полугодии 2009 года релокационную политику применяли 39% компаний. В свою очередь, и сами сотрудники были готовы к перемещению из одного региона в другой ради хорошего заработка, для получения возможности быстрого карьерного роста или участия в интересном проекте. Некоторые же возвращались из Москвы в родной город, где более спокойная и экологически благоприятная жизнь, дешевле стоимость жилья и гарантированная работа.
5 тыс
01.02.2010
HM
В 2009 году многие компании сферы гостеприимства значительно сократили затраты на обучение персонала. Конечно, эти вынужденные меры были приняты для того, чтобы удержаться на рынке и сократить расходную часть бюджета. Большинство отелей и ресторанов отказались от услуг обучающих компаний и проводили обучение самостоятельно по принципу «делай, как я». Однако достаточно ли этого для безупречного обслуживания? И действительно ли отказываясь от корпоративного обучения, вы экономите деньги или все-таки, наоборот, упускаете возможность получить дополнительную прибыль?
4.5 тыс