Прибрежный кластер
По итогам восьми месяцев 2015 года средняя загрузка гостиниц прибрежного кластера в Сочи составила 42 %, причем за период с июня по август показатель превысил 54 %.
Средний тариф за восемь месяцев с начала года составил около 6,9 тыс. руб., а за летние месяцы в среднем достиг 8,5 тыс. руб. Наиболее успешным месяцем для прибрежного гостиничного рынка стал август: заполняемость отелей в этот период приблизилась к 65 %, тариф – к 9,3 тыс. руб. (для сравнения, в августе 2014 года была зафиксирована загрузка на уровне 56 %, тариф – 4,8 тыс. руб.)
В результате показатель RevPAR (доходность на номер) в гостиницах прибрежного кластера превысил 4,6 тыс. руб. в летние месяцы и 3 тыс. руб. по итогам восьми месяцев года.
Сочинские отельеры учатся работать эффективно, используя высокие периоды для максимизации доходности.
«Результаты работы отелей Сочи и Красной Поляны в 2015 году демонстрируют постепенный эффект “привыкания” российских туристов к “домашним” курортам и подтверждают потенциал рынка. Положительная динамика показателей и у приморских, и у горных гостиниц»
Горный кластер
Гостиницы горного кластера также продемонстрировали увеличение загрузки по итогам периода январь–июль, но поддержать заполняемость в летний сезон отельеры Красной Поляны смогли только в ущерб среднему тарифу. Идущий на убыль эффект постолимпийского периода, а также дополнительное, пусть даже небольшое, предложение, постепенно выходящее на рынок, способствовали данной ситуации.
За первые семь месяцев 2015 года средняя загрузка гостиниц горного кластера достигла 39 % против 28 % за аналогичный период 2014 года, при этом если в январе-феврале показатель составлял 65 % (55 % годом ранее), то в июне-июле – только 25 %, что, тем не менее, более чем вдвое превышает результат аналогичного период 2014 года (11 %).
В то же время средний тариф в горных гостиницах снизился в течение января–июля на 9 % по сравнению с семью месяцами предыдущего года – до 4,9 тыс. руб. Как и следовало ожидать в гостиницах с преимущественно «зимним» спросом, наиболее высокий тариф был зафиксирован в зимний сезон (7,2 тыс. руб.), тогда как в июне-июле он сократился до 3 тыс. руб. Август, возможно, немного исправил ситуацию – в прошлом году в этом месяце был зафиксирован рост загрузки по сравнению с июлем на 30 %.
Благодаря увеличению загрузки по сравнению с 2014 годом в гостиницах Красной Поляны по итогам января–июля также наблюдался рост доходности на номер – на 37 %, до 2,1 тыс. руб.
Безусловно, в нынешнем году сочинский рынок в целом выиграл от эффекта обменного курса – отдых за рубежом стал дороже в рублевом эквиваленте, а также усложняющейся процедуры выезда за границу.
Сочи имеет уникальный потенциал: сочетание горного и морского отдыха в одной локации дает возможность создать идеальный курорт, с минимальными колебаниями сезонности в среднем по рынку.
В то же время наблюдаемая динамика развития гостиничного рынка Сочи подтверждает тот факт, что для реализации его туристического потенциала необходима целенаправленная поддержка со стороны государства. Дополнение сезонного туристического спроса гостями сегментов MICE и корпоративного в низкий сезон просто необходимо для успешного функционирования данного туристического направления.