В отеле «Метрополь» прошла дегустация шампанских вин Besserat de Bellefon, организованная импортером этих продуктов, компанией Wine Discovery.
9 февраля 2016
Только для ценителей: шампанское в бутиковом стиле
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
Годфруа Бейжо, директор по экспорту Besserat de Bellefon, рассказывает о стиле шампанских вин этого хозяйства.
Годфруа Бейжо в винном деле уже 10 лет. Бейжо пять лет учился в бизнес-школе в Реймсе, в 2005 году в Бургундии получил степень магистра в винном бизнесе. Работал у негоциантов в Лангедоке и экспорт-менеджером в долине Роны. Два года трудился в Британии в компании-импортере.
«Российский рынок хорош тем, что люди здесь, как в Японии или Австралии, ценят разные стили, не зацикливаясь на одном»
В семейный бизнес 35-летний Годфруа Бейжо пришел четыре года назад. Отец Годфруа, Филипп Бейжо, владелец Besserat de Bellefon, настаивал на том, чтобы он вернулся в Шампань и помог с экспортом. Сегодня, в числе прочего, Годфруа Бейжо отвечает за поставки в Россию, часто приезжает в нашу страну.
Расскажите о стиле вашего Дома.
Все производители шампанского говорят, что наше – очень освежающее, минеральное, с тонкой игрой пузырьков и т. д. Если передо мной стоит задача описать вкус вина минимумом слов, первое качество, которое я упомяну, – «сливочность».
Действительно, у нашего шампанского очень мягкий сливочный вкус, а раньше, пока это было не запрещено, оно даже называлось Cremant des Moines. Это из-за того, что мы используем меньшее, чем обычно, давление в бутылке – 4,5 бар вместо 6. Мы – единственный производитель, который делает так не отдельные вина, а всю линейку.
Второе качество Besserat – яркая, но приятная кислотность, без которой не может быть шампанского.
Шампань расположена на северо-востоке Франции в 150 км к востоку от Парижа. Летом здесь бывает очень жарко, до 40 градусов, а зимой морозно – до -15 °С. Кроме того, очень много осадков. Климат делает Шампань очень сложным регионом и для виноградарства, и для виноделия
Если низкое давление дает столько преимуществ, почему другие производители почти не используют его?
Это не только выгодная, но и рискованная методика. Игра пузырьков становится тонкой, но также менее интенсивной. Такое шампанское гораздо более чувствительно к транспортировке, к свету, вибрациям, перепадам температур. Кроме того, многие любят, чтобы шампанское сильно пенилось и давало много пузырьков. Некоторым из таких потребителей наше вино может показаться плоским. Наш продукт нишевый, чтобы его оценить, нужен опыт, образование.
«Светлая сторона» Шампани – уникальная почва. Мел дает вину чистоту и минеральность, а также обеспечивает хороший дренаж, так необходимый при большом количестве осадков.
Учитываете ли «хрупкость» вашего шампанского? Как боретесь с этой проблемой?
Большое внимание уделяем условиям хранения и перевозки, тщательно выбираем партнеров по логистике, надежных импортеров, у которых есть правильно оборудованные помещения. Всегда настаиваю, чтобы блан де блан продавался только в подарочной коробке. Это вина разлито в прозрачные бутылки, поэтому свет может погубить его за считанные минуты!
Есть ли производители, у которых похожий стиль?
Да, мы в той же категории бутиковых вин, что и Billecart-Salmon, Deutz, Gosset, Jacquesson… Это даже больше касается не стиля, а категории. Мы ориентируемся на искушенных гостей, на ресторанный сегмент.
Что касается стиля – мы любим пино менье, так же как Billecart-Salmon, Jacques Selosse. Некоторые производители делают отдельные кюве с пониженным давлением, например, Mumm, Louis Roederer.
Вы называете Besserat de Bellefon гастрономическим шампанским. Что это значит?
Все началось в 1930 году, когда директор очень известного парижского ресторана La Samaritaine du Luxe устроил среди поставщиков конкурс на шампанское, которое лучше всего подойдет к блюдам. Он пообещал заказывать у победителя бутылки не сотнями, а тысячами. Виктор Бессра решил попробовать. Мы перестали делать шампанское как все, стали добавлять меньше тиражного ликера. На рынок вышло первое шампанское Cuvee des Moines – в те времена оно называлось Cremant des Moines. В итоге мы выиграли тендер.
«Наши вина знамениты во Франции тем, что хорошо сочетаются с едой. Большинство престижных ресторанов включают их в свои винные карты»
Какие продукты, блюда порекомендуете?
Сначала посоветую, с чем не сочетать шампанское – с шоколадом! Для меня лучшее сочетание – морепродукты и рыба. Именно поэтому для Шампани так важен японский рынок. Лобстеры, устрицы, мидии, сибас идут с шампанским превосходно.
Можно ли сделать вина, похожие на шампанское, где-то еще?
Нет. Шампанское – это король игристых вин. Есть очень достойные игристые – испанская кава, эльзасские и луарские креманы. На юге Англии очень хорошие почвы для игристых вин, некоторые производители шампанского инвестировали в них. Мировые производители активно развиваются, стремясь догнать Шампань по качеству, – но мы тоже не стоим на месте.
Чтобы сделать хорошее вино, нужно время и много труда: правила и требования к производству очень строгие
Какие рынки самые важные для вашего Дома?
Франция, Великобритания, США, Япония, Нидерланды, Бельгия. В России дела идут хорошо.
Российский рынок хорош тем, что люди здесь, как в Японии или Австралии, ценят разные стили, не зацикливаясь на одном. Все очень динамично и интересно.
Некоторые развитые рынки довольно скучные – например, в Голландии, Бельгии, Германии люди пьют только брют и почти совсем игнорируют блан де блан, винтажные шампанские и т. д.
Каков объем экспорта в Россию?
Не люблю говорить о цифрах, они, как и шоколад, тоже плохо сочетаются с шампанским. Могу сказать, что дела идут хорошо – мы работаем с одним импортером уже четыре года и продвигаемся шаг за шагом.
Я не ставлю цель во что бы то ни стало продать пять, десять, двадцать тысяч бутылок. Гораздо важнее присутствовать в винных картах лучших ресторанов и отелей, чтобы наши вина попадали к тем людям, которые способны их оценить. Это долгий путь, нужно просвещать и потребителей, и сомелье.
Wine Discovery – ваш единственный партнер в России?
Мы работаем с 75 странами мира, и в каждой из них у нас только один импортер. Это наш принцип – быть эксклюзивными, не распыляться.
Импортеры для нас – не клиенты, а партнеры. Мы должны работать бок о бок и мыслить в одном направлении. Мы знаем, что продавать шампанское тяжело, это высококонкурентный рынок. Besserat de Bellefon продавать труднее, чем большие бренды – нужно суметь убедить потребителя попробовать. Важно думать на перспективу, не давить, а планомерно развиваться. Я тщательно и долго выбираю партнера, но, сделав выбор, очень долго остаюсь ему верен.
Влияет ли экономическая ситуация на продажи?
Конечно, конечно. Не только в России, везде в мире. Приходится прикладывать больше усилий. Но мы далеко не в худшей ситуации – шампанское как категория чувствует себя неплохо. Прошлый год даже стал для Шампани рекордным по размеру прибыли.
Нам еще есть куда расти, особенно в продвижении prestige cuvee, винтажных шампанских. Экономическая ситуация обязательно улучшится, а пока нам нужно максимально поддерживать наших потребителей и партнеров. Мы смотрим в будущее с оптимизмом.
Вы распространяете вина на рынке HoReCa или в ретейле тоже?
В основном в ресторанах, как гастрономический напиток, но и в хороших винных магазинах тоже. Нам важно, чтобы кто-то мог рассказать потребителю о нашем продукте. Мы не можем соревноваться с большими брендами в рекламе и продвижении, у них гигантские бюджеты.
Я всегда говорю импортерам – не пытайтесь продать наша шампанское любой ценой, фокусируйтесь на ценителях, поддерживайте, информируйте их.
Хозяйство Besserat de Bellefon
Каковы планы на будущее – возможно, появятся новые продукты?
На выставке ProWein в Дюссельдорфе мы представим гран крю блан де нуар. Интересно будет сравнить его с блан де бланом и выслушать мнения гостей нашего стенда.
В планах есть и другие продукты, но до официального представления не хочу много о них говорить. Четыре года назад мы купили 15 га органических виноградников. Сейчас в погребах «зреет» органическое шампанское. Это абсолютно новое для нас вино, да и для Шампани оно нетипично. Я думаю, что за органическим винами будущее, и в этом направлении Шампань немого отстала – нужно догонять. Положение лидера обязывает экспериментировать и следовать трендам. Это пойдет на пользу не только продажам, но и нашей земле. Так мы позаботимся о будущем.
Читать далее в рубрике «Виноделие»
01.02.2016
Лесные пожары в регионе Симонсберг (Стелленбош, ЮАР) стали одними из самых разрушительных за последние годы.
29.01.2016
Великолепные крепленые портвейны, хересы и мадеры – безусловно, одни из лучших вин в мире, однако сейчас не в моде: люди 25–35 лет склонны считать их «винами для стариков». Значит ли это, что одна из старейших и славных категорий вин медленно умирает?
27.01.2016
Крупнейшим производителем вина в России в 2015 году стал холдинг «Ариант», увеличивший объемы выпуска более чем на 40 %.