«Потребители ограничивают расходы, — признает Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank. — Но люди уже привыкли питаться вне дома и общаться в кафе. Возврат к посиделкам на кухне, как в советские времена, на мой взгляд, невозможен». В торговые центры сейчас ходят не за товарами, а за эмоциями, поэтому все большее значение приобретают ресторанные форматы, продолжает мысль коллеги Анастасия Кузнецова из Cushman & Wakefield.
По подсчетам компании JLL, в уже построенных торговых центрах Москвы доля фудкорта и ресторанов на арендуемой площади колеблется от 3 до 15,4 %. Для сравнения: в европейских объектах ресторанные операторы занимают до 10 %. В строящихся ТРЦ Москвы, говорит Марина Малахатько, директор отдела торговых площадей компании CBRE, девелоперы готовы отдать «под еду» 20, а то и 30 % сдаваемых в аренду помещений.
«Реконцепция — усиливающийся тренд на рынке торговых центров», — отмечает Татьяна Мальянова, руководитель отдела аренды торговых центров компании JLL. Большинство собственников сейчас пересматривают «содержание» своих объектов: увеличивают фудкорты, заменяют неэффективных арендаторов, привлекают новых.
«Однотипность ресторанного предложения уступила место разнообразию, успешные бренды не повторяют концепции, а диверсифицируются», — отмечают эксперты JLL. По их данным, правильный фудкорт на 7 % увеличивает поток посетителей в ТРЦ, а по вечерам и воскресеньям дает 12 %-ный рост трафика. Выручка остальных арендаторов торгового центра при усилении в нем сегмента Food & Beverages вырастает на 5 %.
И рестораны авторской кухни, и не очень известные предприятия общепита стали охотнее рассматривать предложения в ТРЦ, добавляет Татьяна Мальянова. Впрочем, уточняет она, такие концепции активно развиваются лишь в топовых моллах: только они могут обеспечить устойчивый трафик посетителей и высокую конверсию их в покупателей.