Согласно данным Росстата за 2015 год, в России функционируют 74,5 тыс. ресторанов и кафе, 7,6 тыс. баров и 9,5 тыс. столовых
«Разработка и реализация стратегии положит начало решению ключевых проблем в отрасли», — уверены в Минпромторге. Прежде всего речь идет о таких проблемах, как ряд устаревших нормативных требований, сложностей с лицензированием и розничной продажей алкоголя, а также с дефицитом качественных площадей. Представители ведомства добавили, что «для увеличения в разы числа точек общественного питания необходимо упростить требования к открытию и ведению бизнеса, которые фактически не изменялись с советских времен». Речь идет, например, о санитарных правилах, которые действительно уже устарели, что неоднократно обсуждалось участниками рынка.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отметил, что сегодня получить лицензию на продажу алкоголя достаточно сложно и по цене она сопоставима с аналогичной для розничных магазинов. Также он добавил, что сейчас лишь 3 % потребления алкоголя в России приходится на общепит, тогда как на Западе эта цифра составляет более 50 %.
Директор направления уличных торговых помещений компании Knight Frank Виктория Камлюк считает, что в столице наблюдается «недостаток подходящих помещений под рестораны и кафе». Она напомнила, что несколько лет назад были введены ограничения, которые осложнили открытие точек общепита в жилых домах. Так, для открытия заведения требуется получить согласие от всех жителей дома, установить и согласовать специальное оборудование — вытяжку на крышу, плюс к этому нельзя работать позже 23:00. «При этом самый маржинальный для кафе и ресторана продукт — это кофе, чай и алкоголь. Поэтому вечернее время особенно ценно для бизнеса общепита», — отметила эксперт.
Между тем, по данным Knihgt Frank за III квартал 2016 года, предприятия общепита — основной арендатор на пешеходных торговых улицах Москвы. В Минпромторге считают, что вопрос дефицита площадей может быть решен после принятия закона о регулировании нестационарной розницы.