При взгляде на тему статьи в голову сразу приходит демотиватор на тему обучения. «Кто мы? Участники тренинга! Нам все понравилось? Да! Мы будем что-нибудь применять? Нет!» Чтобы не обучать кого-нибудь, как-нибудь, чему-нибудь и потом не жаловаться на отсутствие видимого результата, необходимо помнить о важности системного подхода в менеджменте.
Нельзя спонтанно решить поучиться, нельзя получить постоянное гарантированное качество от разовой акции, нельзя успешно работать, не планируя конечный результат. Менеджмент всегда был динамической моделью, именно поэтому так много говорится о важности обучения, именно поэтому на услуги обучающих структур есть постоянный спрос среди отельеров.
Давайте разберем некоторые особенности подготовки специалистов гостиничного бизнеса. Обсуждать мы будем именно профессиональное обучение. Проблемы были, есть и будут следующие: кого учить? Сколько учить? Сколько это должно стоить? Как гарантировать стабильность штата после проведения программы?

Говорить много о специфике гостиничного бизнеса не буду. Наш бизнес контактный, плюс мы работаем в России. Не буду критиковать современную молодежь, не буду говорить о слабой мотивации, низких зарплатах обслуживающей части персонала и текучке кадров. Интересен другой факт: стабильных предприятий много, добиться качества работы персонала возможно, но это должно стать системной и постоянной работой. У нее будет результат, если она перейдет из рутины в разряд философии и видения бизнеса.
Для начала стоит определиться с классификацией обучения.
Подготовка кадров на этапе предзапуска гостиницы и обучение сотрудников уже действующего предприятия
Два принципиально разных подхода и наполнения программ. Обучение людей с опытом и тех, кто только открывает для себя этот бизнес, принципиально разное.
В первую очередь, хочу обратить внимание на новичков: выбирая программу, необходимо ориентироваться на наполнение программы и уровень сложности.
Когда в группе оказываются и новички, и люди с опытом, недовольными бывают все. Тренер разрывается между двумя группами, новички просят подробнее рассказывать об очевидных вещах, опытные приехали за новинками и не хотят тратить время на известные им темы. Формат обучения в данном варианте лучше всего брать лекционный (для начинающих) и лекционно-кейсовый, желательно узконаправленный, – для людей с опытом.
В случае предзапускового обучения надо начинать с собственников, директоров и управляющих, а в случае обучения людей с опытом программы должны быть либо специализированными, либо направленными на повышение квалификации и мастерства.

Внутреннее и внешнее обучение
Внутреннее обучение проводится на предприятии. Его может вести приглашенный специалист, но в группе нет «лишних» людей. Иначе говоря, приглашаем специалиста и «варимся в собственном соку», изучая особенности своего бизнеса. Это работает, когда тренер является практиком с большим опытом работы, то есть способным реально помочь и внедрить какие-либо новшества, равно как и исправить недочеты, которые будут обнаружены в процессе обучения и консультаций. Консультации в данном случае – правильный термин, ведь такие внутренние программы зачастую отходят от заявленного плана и корректируются в процессе проведения.
Внешнее обучение в группе позволяет рассмотреть несколько примеров, поскольку в группе будут присутствовать представители разных отелей, однако многие предпочитают молчать о своих проблемах.
Обучение может быть однодневным, двухдневным, трехдневным, недельным
Больший по объему материал будет относиться к программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Короткие же программы по сути являются мастер-классами. Очень часто встречаются заказчики которые хотят объять необъятное… часов за 8 с тремя перерывами. Выбор подобных программ обусловлен нехваткой денег, отсутствием свободного временем, нежеланием учиться долго.

Зачем тогда нужен короткий формат? Он необходим по нескольким причинам:
- убедиться в том, что ты все делаешь правильно,
- посмотреть, как делают другие,
- наметить пути для тактического развития.
Короткую программу обучения можно сравнить с глотком свежего воздуха. При грамотном проведении подъем мотивации в коллективе может длиться несколько месяцев.
Длительное обучение более системно и широко по читаемым дисциплинам. Естественно, такое обучение может рассматриваться как этап перед продвижением по карьерной лестнице.
Очевидно, что каждый преподаватель имеет свои «фишки», тем не менее, для индустрии гостеприимства применимы абсолютно все представленные методики. Еще более интересным представляется комбинирование и чередование методик.