«Количество гостиниц имеет тенденцию к сокращению. Малые объекты не выдерживают конкуренции и выбывают с рынка, часть не доносит сведений о себе, новых девелоперских проектов становится меньше. Мы можем ожидать в течение 3–5 лет сокращения числа гостиничных объектов в РФ», — сказала руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова.
«Мы говорим о сложности реализации крупных туристских проектов. Низкая степень проработки сводит на нет возможность их реализации. То есть необходимо повышать компетентность проработки инвестпроектов», — подчеркнула эксперт. По ее словам, при разработке проекта свыше 20 % может приходиться на налогообложение недвижимости. Такие высокие налоги лишают проекты инвестпривлекательности.
Кроме того, как отметил вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, более 80 % номерного фонда в России устарело. При этом срок окупаемости гостиниц составляет более 8 лет, и низкая доходность на вложенный капитал отсекает непрофильных инвесторов.
Эксперт напомнил, что во всех странах Европы для гостиниц действует сниженный НДС в среднем 10,3 %, в России же он составляет 18 % для всех отраслей. В качестве решения Алексей Мусакин предложил дифференцировать земельный налог. Для рекреационных земель, по его мнению, целесообразно ввести пониженную ставку 0,3 %, как для земель сельхозназначения.