«Через несколько лет глэмпинг станет самым динамично развивающимся направлением в туризме»
Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии: «Глэмпинг — это прорыв!»
В 2017 году мы провели презентацию глэмпингов для крупных игроков рынка. Многим казалось, что это экзотика, несерьезно, гламурно и придет в Россию нескоро. Но нам было ясно: это прорыв в области природоориентированного туризма. В стране масса труднодоступных мест, а отдыхать в спортивных экстремальных условиях готовы далеко не все.
Прошлый год показал, что подобное средство размещения вовсе не гламурное, а демократичное — и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения стоимости для гостей. К тому же глэмпинг может появиться не только в труднодоступных местах, но и в ближайшем Подмосковье или в городском парке.
Для справки: слово появилось в 2006 году, вероятно, как маркетинговая задумка (glamping — glamourous + camping. — Прим. ред.). Кто-то построил кемпинг повышенной комфортности — и подчеркнул это остроумным термином. Формат оказался своевременным с точки зрения трендов, так как отвечает потребительским ожиданиям новизны — дает максимальное разнообразие природных ландшафтов и условий размещения.
По данным Российского союза туриндустрии, на сегодняшний день в России около 25 глэмпингов
Глэмпинги создаются в хижинах и коттеджах, в сельскохозяйственных постройках, на деревьях и водонапорных башнях, в трейлерах, повозках и юртах. Стоимость — от 50 до 2-3 тысяч долларов за ночь, так как сервис может быть разного уровня. Путешественников привлекает возможность находиться в удивительных местах.
Направление будет развиваться, оно интересно не только тем бизнесменам, кто занимается развлекательным туризмом. В стране много предпринимателей, которые владеют землей, платят налоги и думают, как использовать территорию. Одно из решений: разбить лагерь и предложить новый турпродукт рынку.
Предельно заботливое отношение к природе — основа глэмпинг-движения. Экологичность турпродукта и сознательность природопользования — это одна из основ формата, который ориентирован на будущее поколение, но подходит и для взрослой аудитории.

Рынок безграничен. Глэмпинг будет востребован и на въездном рынке. Через несколько лет он станет самым динамично развивающимся направлением в туризме. На сегодняшний день иностранцев нельзя регистрировать в палатках, можно в гостинице, а потом пребывать в палаточном лагере. Над этим надо работать. Задача — как можно быстрее сделать стандарты глэмпингов и держать оборону от недобросовестных предпринимателей, чтобы на рынке появлялись только качественные проекты.
Вадим Мамонтов, генеральный директор компании RussiaDiscovery: «Формат популярен во всем мире»
Мобильное и быстрое решение задачи размещения в дикой природе не ограничивается палаточным лагерем: могут быть шатровые конструкции, на маяках и так далее. Спрос на отдых в дикой природе большой во всем мире. На Booking.com к глэмпингу относятся более 1,8 миллиона предложений. Разброс цен от 10 до 3 тысяч долларов за ночь.
Мировой тренд: запросы
- комфортное размещение в условиях дикой природы;
- экологичный туризм;
- уникальный и аутентичный опыт/впечатления;
- «побег из города» и «единение с природой», но отельный уровень сервиса;
- «перезагрузка».
В России формат позволит быстро осваивать территории. Пока в стране два десятка таких предложений, но рост ускорится: нет серьезных ограничений и бюрократического препона, низкий порог входа. Если есть несколько миллионов рублей, инвестор разворачивает лагерь и в течение трех лет бизнес становится прибыльным. Ни в одной гостинице нельзя получить такой быстрый возврат инвестиций.

Почему глэмпинг перспективен в России:
- много уникальных мест в дикой природе, не открытых для массового туризма;
- мало качественных мест размещения;
- сложности законодательства в сфере землепользования для строительства стационарной инфраструктуры.
По нашему опыту, проживание в глэмпинге стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей за ночь. Пятидневная программа в нашем лагере на Кольском полуострове (с развлекательной программой, питанием, поездками на джипах и квадроциклах) — 75 тысяч рублей с человека. Мы получили хорошие отзывы и в этом году начали расширять базу, на это лето уже нет свободных размещений.
В планах открытие подобных лагерей в центральной части России, на Сахалине, Чукотке. «Роза Хутор» заинтересован форматом: курорт хочет предложить туристам отдых в дикой природе. Бизнес может быть выгоден фермерам и владельцам объектов сельского назначения.
Столкнувшись с тем, что в регионах нет высокого уровня туристического обслуживания, мы стали разрабатывать стандарты. Будем делать школу инструкторов в межсезонье, повышать уровень персонала и формировать кадровый резерв. Уверен: глэмпинги получат массовую популярность.
Жанна Кира, генеральный директор проекта «Дикий Дом»: «Перспективны тематические глэмпинги»
Мы производим много типов модулей: чем необычнее средство размещения, тем больший интерес вызывает. По документам такие средства размещения проходят как туристическое снаряжение, так что возводить их можно везде, в том числе в непосредственной близости к водоемам. Лагерь может быть абсолютно автономным, при этом в каждом номере будет электричество, отопление, теплый душ, удобная кровать и Wi-Fi — интернет обязателен, так как от гаджетов люди не готовы отказаться.

Очень перспективны тематические глэмпинг-лагеря: спортивные, музыкальные и так далее. В палаточном мини-отеле «Лес и море» часто празднуют свадьбы.
Модульные конструкции могут расширять номерной фонд баз отдыха. Если гостиница пользуется большим спросом в летний период, можно поставить на ее территории несколько домиков. Как правило, модули размещаются рядом с природными источниками воды, либо делаются скважины. Все отходы вывозятся. Для энергоснабжения используются генераторы, которые стали весьма экологичными и бесшумными. Мы ведем разработки, чтобы в дальнейшем применять и солнечные батареи. Все материалы — натуральные (дерево, металлоконструкции, ткани; без пластика).
Мы вложили много денег в разработку проекта. Хотим предоставить доступный отдых и дать возможность узнать свою страну.
