По данным Федеральной таможенной службы за первый квартал 2015 года (за второй квартал пока опубликованы только частичные данные), самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. Так, в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года экспорт подсолнечного масла в КНР в натуральном выражении вырос почти в тысячу раз, шоколада ‒ в 18 раз, меда ‒ 9 раз, пива ‒ в 3 раза.
Курс на Восток
О расширении торговли с Китаем российский президент Владимир Путин заявил еще весной 2014 года во время визита в Пекин, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль».
Для «разворота на Восток» у российского бизнеса есть все основания, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров: в Китае растет прослойка «среднего класса», и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду — в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду. «Но это товары для upper-middle класса, ‒ отмечает он. ‒ Они актуальны в первую очередь для ресторанов и отелей, потому что среднестатистический китайский потребитель вряд ли будет пить воду из бутылки, например, хотя в стране есть проблемы с питьевой водой».
Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции и началась «эпоха потребления», добавляет директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица. «Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз ‒ и это при том, что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток», ‒ рассказывает она. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.
Еще одной причиной резкого роста экспорта в этом году стало падение рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной, отмечает первый вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Маргарита Федотова. Однако, уточняет она, Китай пока открыл для иностранных производителей не весь рынок: так, для ввоза алкоголя или зерна нужно получать специальные разрешения и договариваться о квотах.
Перспективы для российских продуктов
В Китае сейчас большой спрос на молочную продукцию, которой исторически не было в национальной кухне, рассказывает Наталья Печерица. «В Пекине и Шанхае есть так называемые эко-лавки, в которых продаются в том числе молочная продукция и колбасы, и в этих лавках в буквальном смысле слова стоят очереди. По ее словам, российское сельское хозяйство в Китае считается отсталым, поэтому, как это ни странно, российская еда имеет репутацию экологически чистого продукта. Пока, судя по данным таможенной статистики, большого роста экспорта молочной продукции и колбас нет.
По мнению Георгия Петрова, большой потенциал экспорта в Китай ‒ у птицы и свинины. Собственные потребности в этой продукции Россия на 80‒90 % закрыла, а Китаю сейчас требуется высококачественная продукция. Хотя пока в России еще недостаточно развита логистика, и доступ на восточный рынок может быть затруднен из-за этого, считает Петров. В Китай продукты в основном доставляют по морю (из порта Санкт-Петербурга или Владивостока). Роман Грибанов, представитель «Арианта», крупного российского производителя свинины, отмечает, что компания ведет плотные переговоры с потенциальными китайскими партнерами, но в ближайшие годы, до расширения производства, холдинг сможет покрывать только внутренний спрос на свинину.
Холдинг «Русагро» в прошлом году начал реализовывать проект агрокластера в Приморье общей стоимостью 60 млрд руб. в том числе с целью поставлять свинину в Китай.
Один из крупнейших агрохолдингов «Мираторг» заявил еще в апреле 2014 года, что планирует начать экспорт говядины в страны дальнего зарубежья, речь шла преимущественно про мраморную говядину для ресторанов и гостиниц. Президент холдинга Виктор Линник позже уточнял, что в качестве приоритетных партнеров рассматриваются Китай, Япония и Южная Корея. Однако, по данным ФТС, ни одной партии говядины из России с начала 2014 года в Китай вывезено не было.