Главная тенденция на протяжении двух лет – переход от моноблоков к планшетам, несмотря на их недостатки – низкую надежность и короткий срок службы. У меня же официанты пользуются своими смартфонами, на которые устанавливается специальная программа, и я на этом здорово экономлю.
Растет популярность облачных технологий – данные хранить удобно и достаточно безопасно, а отчет о работе ресторане можно посмотреть в любой точке мира.
Продолжается постепенный переход на SaaS-решения с повременной оплатой программного обеспечения (за месяц, год и т. д.).
Многие считают, что автоматизация нужна только для того, чтобы забить заказ и получить чек – но это не так. Система автоматизации ресторана позволяет настроить все бизнес-процессы: от продвижения ресторана до обслуживания гостя. Работа управляющего, кассира, поставщиков – можно решить все проблемы. Управление кухней – самая консервативная и архаичная часть ресторана. Автоматизация позволяет посчитать, сколько времени тратится на приготовление блюд, и видеть, кто как загружен.
Автоматизация сокращает временные затраты сотрудников: шеф-повар получает онлайн-отчеты о прибыли кухни; официантам не нужно лишний раз ходить на кухню, кроме этого, они видят план и уровень продаж, понимают, что время – это деньги. Это оказалось хорошей мотивацией – появилась заинтересованность в результате, я стал получать сообщения в чате: «Да, мы выполнили план!».
Есть мнение, что ресторану достаточно социальных сетей. Я считаю, что сайт нужен обязательно: рекламная кампания позволяет приводить на него ежедневно 100–200 человек, а это весомое количество.
• Сайт должен быть адаптирован для мобильного – 30 % гостей заходят в интернет через смартфон.
• По статистике, до трети заказов приходит через сайт. Можно устанавливать плагины, которые позволяют принять заказ навынос или с доставкой и сразу отправить его на кухню; гость же может отслеживать стадию подготовки и даже видеть, как едет курьер по маршруту.
• Не упустить гостя позволяет CallBack Hunter – простейший плагин, который мигает на сайте и предлагает перезвонить. После получения номера отправляет звонок на телефоны сотрудникам.
Полезно использовать технологию Clever Wi-Fi. Например, при входе в интернет гость получает приглашение посмотреть акции ресторана или перейти на страницу вашей группы в социальной сети.
Мобильное приложение ресторана давно не стоит полмиллиона рублей. За три тысячи в месяц можно получить приложение, в которое будут интегрированы системы бронирования столика (причем официант или хостес могут общаться с гостем), начисления бонусов, функции заказа еды навынос и доставки и пр. Делается программа за 5 дней.
Электронное меню как замена бумажного – отличная идея. Но если вместо общения с официантом вы предлагаете лишь планшет с красивым меню, суть ресторана теряется.
Электронные чек-листы позволяют по пунктам проверить все контрольные точки: как официант встречает гостя, как провожает к столу, предлагает меню, прощается с гостями и пр. Традиционные листы я оставил только в туалетных комнатах, все остальные списки на планшетах.
При обучении персонала хороша разработка ServiceGuru. Программу можно использовать как для линейного персонала, так и руководства. Прошел сотрудник необходимые тренинги и аттестацию – получил премию.
В системе лояльности скидки больше не работают, куда эффективнее бонусная система. Пришел гость, потратил 1000 рублей, подарили 100 рублей, которые можно использовать при следующем посещении, и он вернулся. Я дошел до апофеоза – есть даже стопроцентные бонусы. Гостей, у которых приближается день рождения, обзваниваем, сообщаем, что дарим тысячу рублей на каждую потраченную, и приходят 7 %. Люди удивляются, но в итоге я вижу в ресторане гостей, которые никогда бы ко мне не вернулись.
Электронный документооборот – это прорыв, который улучшает жизнь рестораторов и сокращает трудозатраты. Гораздо проще стало формировать отчеты.
Нас накрывает цунами мессенджеров – переписывайтесь с гостями! Мы сделали систему бронирования с WhatsApp. Нагрузку на людей позволяет сократить использование ботов для ответов и канал в Telegram. Кроме этого, в наших ресторанах можно написать сообщение повару и официанту – оно, как и ответ, отобразится на плазменном экране.
Статья подготовлена на основе выступления в рамках деловой программы выставки IFFF Moscow