В ресторане Twins прошла презентация совместного продукта сервиса «Афиша-Рестораны», группы компаний Rambler&Co и «Райффайзенбанка».
23 мая 2016
Скрытый ресторанный маркетинг: важные детали правильных отзывов
Ева Кац
эксперт
эксперт
Каждый новый день в интернете появляются тысячи новых отзывов о ресторанах. Часть из них написана школьниками за 30 рублей — столько стоит отзыв на биржах. Такие отклики выглядят ненастоящими и портят репутацию ресторана. Скрытый маркетинг должен быть незаметен. Расскажу, как этого добиться, что выдает фальшь, а что, напротив, делает отзыв правдоподобным.
О сути скрытого маркетинга
Это скрытая реклама в статьях, комментариях, обсуждениях, которая сливается с обычным контентом. Например, отзывы в интернете очень похожи на настоящие, но сделаны на заказ.
Плюсы — такую рекламу нельзя скрыть «блокировщиком», она не попадает в зону «баннерной слепоты» и теряется среди настоящих отзывов людей, то есть притворяется правдой. Это коварный и актуальный способ продвижения.
«Люди устали от навязчивого маркетинга и хотят думать, что сами принимают решения. Скрытый маркетинг дает эту иллюзию»
Скрытый маркетинг для ресторанов — важнейший инструмент продвижения. При выборе отеля и ресторана люди часто полагаются на мнение окружающих. Важно следить за тем, какие отзывы о вас пишут, и корректировать ситуацию, когда необходимо. К примеру, вот первая страница отзывов одного ресторана в Москве. На изображении лишь небольшая часть, но тональность везде одна.
Подобных примеров в сети масса. Владельцы заведений небрежно относятся к отзывам о своих заведениях. В результате на сайтах накапливается критическая масса негатива
Посчитать убытки от такой «рекламы» сложно, но просто ответьте себе на вопрос — вы бы пошли в ресторан с массой негативных отзывов?
Отзывы об одной сети ресторанов на одном из самых популярных сайтов отзывов
Ради эксперимента мы поискали этот же ресторан на другом сайте. Там такие же нелестные отзывы
Очевидно, что нужно менять подход к клиентам. Но даже после полной смены персонала некрасивая картина в интернете останется. Ее нужно сглаживать положительными отзывами — помимо внутренней кухни, нужно срочно и основательно менять работу в сети.
Первый и лучший способ получить хорошие отзывы — естественный.
Стимулируйте людей оставлять о вас отзывы
Идеально, если ваш маркетинг налажен так, что люди сами пишут достаточно отзывов. Ваши клиенты сами делают вам рекламу — это лучший способ продвижения. Если у вас достойный сервис, то и мнения будут такими же.
Получать реальные отзывы помогают акции и геймификация (игровой маркетинг). Например, когда за каждый отзыв человек получает очки (потом может обменять их на подарок) или бонус — блюдо из меню, напиток, десерт. Есть примеры, когда за каждый отзыв людям давали скидку в 1% — так у людей появлялось желание писать больше. Вариантов может быть много.
В создании таких программ лояльности важно учитывать несколько правил:
1. Люди охотнее пишут отзывы в состоянии «здесь и сейчас». Предложите в ресторане лимонад или десерт в подарок за отзыв — прямо на месте. Человек в этой ситуации ничем не отвлечен, он ждет заказ и у него нет причин вам отказать.
2. Скидка не всегда уместна. Люди привыкли к скидкам, такие предложения не удивляют и не выделяются на фоне общей рекламы. Если нужен добрый отзыв, лучше предложить человеку что-то другое — маленький презент или угощение. Такой подход вызывает расположение — а именно его нам нужно получить вместе с добрым отзывом в интернете.
3. Сами придумывайте сценарий отзывов — старайтесь получать от людей отклики на разные темы. Например, одних клиентов попросите описать сервис, вторых — детские праздники, третьих — кухню. Так вы получите разносторонний обзор, которой в общей картине будет выглядеть как «место, идеальное во всех отношениях».
Если заведение небольшое или недавно открылось, настоящих отзывов бывает недостаточно. Выжить в мире конкуренции сложно, и первая мысль — обратиться за помощью к специально обученным людям.
Как вести скрытый маркетинг и искать исполнителя
В основном за написание отзывов берутся студенты и школьники — на специальных биржах они пишут комментарии за 30‒50 рублей, не вникая в суть. А иногда и вовсе копируют отзыв одного клиента для другого. Такие отзывы в сети видно невооруженным взглядом. Человек сразу понимает, что мнения фальшивые.
Чтобы определить уровень исполнителя, обратите внимание на профили – они должны быть заполнены и содержать фотографию. Человек с «живым» профилем ходит по форуму, общается и оставляет комментарии не только о вашем ресторане.
Теперь об отзывах. Некачественные отзывы написаны топорно, без погружения в предмет. Их можно определить по очевидным вещам:
• ссылки и точное упоминание названий и адреса. Всегда стоит остерегаться, если в отзыве упомянут точный адрес с мельчайшими подробностями: человек скорее скажет: «Ресторан на Покровке, рядом с тем-то и тем-то», чем напишет точный адрес вплоть до корпуса. Выглядит странно, когда очень точно описано название места, не забыты кавычки и ссылка на инстаграм. Излишняя точность деталей может быть, но большинству людей она не свойственна;
• абстрактные фразы и ура-лозунги, которые могут подойти абсолютно к любой теме. «Это классное место, потрясающе готовят, супер, советую всем прийти…». Такое, конечно, могут писать настоящие люди, но доверия это не вызывают – подобные комментарии может сочинить и обычный робот;
• шаблонные обороты. «Хотелось бы поблагодарить», «является лучшим рестораном», «конкурентоспособная продукция» и т. д. Такими оборотами грешат непрофессиональные копирайтеры, которые давно исписали свое перо на отзывах за 30 рублей.
Каким должен быть скрытый маркетинг?
Если вы ищете агентство, обращайте внимание на подход — задают ли вопросы, предлагают ли подобие карты тезисов или свод информации, которую будут использовать в работе. Смотрите, как именно люди ищут площадки и собираются продвигать ресторан. И, конечно, оценивайте качество таких отзывов. Качественный скрытый маркетинг должен быть идеально замаскирован.
Специальная карта тезисов и деталей, присущих только этому ресторану, которая передается копирайтерам. Такой подход страхует от недобросовестных исполнителей, которые не погружаются в предмет, и агентству не приходится переписывать плохие отзывы заново
Помимо карты должен быть сценарий обсуждения с понятными ролями. К примеру, один пишет отзыв и упоминает детскую комнату в ресторане, второй задает уточняющий вопрос, есть ли там аниматор; первый отвечает.
В таких сценариях всегда должна прослеживаться польза для определенной целевой аудитории. Они хороши тем, что диалоги выглядят естественно – и требуют особого подхода: ленивые фрилансеры или недобросовестные агентства не станут так погружаться в процесс. Нам же нужно показать преимущества ресторана со всех сторон и вызвать желание его посетить.
Каким должен быть правильный отзыв
Детали
Их стоит использовать в нужной пропорции. Если перегрузить отзыв и историю мелочами, будет подозрение, что человек это сделал специально. Детали должны быть небрежными и естественно присутствовать в тексте.
Факты
Те, что добавляют правдоподобности — названия любимых блюд, имя официанта или другого человека, описание мелочей (например, украшения блюд), время, потраченное на ожидание. Такая информация дает эффект присутствия человека.
Правда и иллюзия негатива
В отзыве, который писал бы живой человек, есть правдивые детали. Такие детали могут быть нейтральными или даже негативными. Но ровно в той пропорции, чтобы добавить отзыву правдоподобности и не сместить акцент в негативную сторону.
Например, можно сказать о всегда занятых столиках (в выходные дни бронируйте заранее) — с одной стороны это недовольство, с другой — человек может сделать вывод, что ресторан настолько хорош, что в нем никогда нет мест.
Например, можно сказать о всегда занятых столиках (в выходные дни бронируйте заранее) — с одной стороны это недовольство, с другой — человек может сделать вывод, что ресторан настолько хорош, что в нем никогда нет мест.
Упоминание конкретных людей
Если человеку нравится сервис, то он будет связан и с персоналом. Например, очень терпеливым официантом или приятным собеседником-барменом. В таких случаях в отзывах пишут имя, реже — имя и фамилию. Или просто описывают внешность человека.
Чего не должно быть в отзывах
Стоит избегать фальшивых отзывов и неправильной работы с людьми. Пример ошибки: представители заведения не отвечают на отзывы или отвечают только на положительные. Тогда как работа с негативом может быть весьма продуктивна: энергию активного человека можно направить в нужное русло так, что он потом станет адвокатом бренда. Но это тема отдельной статьи.
На скриншоте три отзыва, но суть подхода везде одинакова — представители ресторана упорно не замечают жалобы клиентов и отвечают только на позитив
При негативных отзывах нужно разобраться в ситуации, ответить и пригласить людей снова посетить ресторан, сделать презент и сгладить негатив. Даже если гости не согласятся прийти, другие люди будут видеть в той ветке комментариев человеческое отношение и неравнодушие владельцев ресторана, а это иногда важнее самих отзывов.
Подведем итоги
● Нужно следить за информационным фоном о своем ресторане и вовремя его корректировать.
● Проводить специальные акции и внедрять программы лояльности, чтобы получать настоящие отзывы от живых людей.
● Если необходимо менять информационный фон в сети, нужно внимательно подбирать специалистов.
● Помимо скрытого маркетинга не забывать отвечать на отзывы живых людей и обязательно работать с негативом.
● Любить своих клиентов и оказывать такие услуги, чтобы люди писали только хорошее.
● Проводить специальные акции и внедрять программы лояльности, чтобы получать настоящие отзывы от живых людей.
● Если необходимо менять информационный фон в сети, нужно внимательно подбирать специалистов.
● Помимо скрытого маркетинга не забывать отвечать на отзывы живых людей и обязательно работать с негативом.
● Любить своих клиентов и оказывать такие услуги, чтобы люди писали только хорошее.
Читать далее в рубрике «Дело техники»
19.05.2016
23 мая состоится второй Гастрономический турнир по фудстайлингу за кубок FoodStyle-2016. Организаторы надеются, что талантливые фудфотографы есть не только в столице, но и в других городах России.
19.05.2016
Вино по бокалам – распространенное предложение во многих ресторанах, однако далеко не каждое заведение эффективно использует возможности этого вида продаж. Тем не менее, сделать его эффективным источником дохода реально.
12.05.2016
Шеф-повар «Кафе Пушкинъ» Андрей Махов протестировал продукцию Tork, предназначенную для кухни ресторана. Шеф-повар выделил главные принципы оснащения кухни одноразовыми бумажными и неткаными материалами и оборудованием, контролирующим их расход.