Начавшись за океаном с банкротства ряда крупнейших банков и инвестиционных компаний, кризис постепенно овладел умами как бизнесменов, так и простых людей. И если сначала рассуждения аналитиков о вреде кризиса носили больше теоретический характер, а ухудшение почувствовали в основном биржевые игроки, то вскоре дела пошли хуже практически у всех. Негативные изменения произошли и в гостиничной индустрии.
1 февраля 2009
Спасать или спасовать
Кризис отражается на работе всех сегментов инфраструктуры отеля: падает спрос на номерной фонд, срываются корпоративные заезды, в ресторанах падает объем продаж дорогих блюд и напитков. В таких условиях одной из самых уязвимых служб отеля становится структура SPA/Wellness, которая, хоть и является имиджевой составляющей, часто признается не жизненно необходимой – соблазн любой ценой уйти от рисков становится непреодолимым. Однако специалисты считают, что даже в режиме жесткой экономии СПА является направлением, которое нельзя останавливать, чтобы в дальнейшем выиграть стратегическую инициативу.
Основные фигуры качества
В сложные времена важно «держать руку на пульсе». Своевременный контроль бизнес-процессов – залог здорового и надежного предприятия. Осуществлять этот контроль рекомендуется двумя основными способами. Это аудит (оценка) качества услуг и аудит процессов. Аудит качества услуг – вопрос, требующий особого внимания, ведь сервис в этом бизнесе имеет решающее значение. Секреты СПА-технологий уже давно доступны всем. Любая гостиница может позволить себе приобрести хотя бы пару единиц оборудования, модуль сауны из красно-золотой мозаики и «ванну Клеопатры» – набор, как правило, стандартен.
Во всем имеющемся однообразии технологического оснащения и функционального зонирования единственное, чем СПА-салоны разительно отличаются – это качеством оказываемых услуг. А ведь, в отличие от гостиничного бизнеса, где отели принято подразделять на уровни и категории, в СПА должен существовать только один уровень – высокий, и достигается он не всегда лишь внутренним убранством. Создав небывалый антураж, потратив при этом немало времени и денег, можно «нагнать» толпу клиентов, но если косметолог, массажист или администратор не сумеют удовлетворить запросы потребителей, гости больше не придут.
В СПА должен существовать только один уровень – высокий
Решающую роль в формировании здорового, конкурентоспособного предприятия играют пять основных факторов:
- стандартизация;
- обучение персонала;
- мотивация персонала;
- контроль конкурентов;
- работа с клиентами.
Стандартизация процессов, формирование корпоративной культуры – это верный путь к успеху, подтвержденный положительным опытом, прежде всего, западных сетей. Следование стандартам обслуживания выведет предприятие на более качественный уровень сервиса и услуг.
Регулярное повышение квалификации сотрудников поможет предприятию идти в ногу со временем, что в данной отрасли очень актуально. СПА-технологии совершенствуются столь динамично, что масса новинок по различным СПА/Wellness-направлениям поступает на рынок чуть ли не каждый месяц. С той же частотой должны обновляться услуги СПА-центра: разрабатываться новые процедуры, программы, проводиться акции и прочее. Активное развитие предприятия прямым образом зависит от квалификации специалистов, их обучаемости, а также способности качественно оказать ту или иную услугу, независимо от сложности ее исполнения.
Система мотивации труда должна побуждать в специалистах искреннее желание обслужить клиентов настолько качественно, чтобы те возвращались вновь и вновь.
Чтобы оценить качество услуг в собственном СПА, очень полезно знать уровень обслуживания на конкурирующих объектах. В войне за клиента данные разведки могут оказаться решающими в определении стратегий развития предприятия.
Взаимодействие с клиентом – безусловно, решающий фактор, определяющий успех предприятия. Практика показывает, что в борьбе за привлечение и, главное, удержание клиента, выигрывает тот, кто смог создать в СПА-центре атмосферу клубности, где каждый гость – это член клуба, которого знают, который всегда желанен.
Высший пилотаж
Аудит процессов осуществляется непосредственно руководством СПА-центра. Возможно, это самая сложная и длительная работа, но она является и самой важной для тех, кто хочет достичь «высшего пилотажа» в этом бизнесе. На основании аудита процессов принимаются решения по совершенствованию тех механизмов, которые тормозят развитие бизнеса и мешают достигать максимальной прибыли.
Аудит процессов рекомендуется осуществлять по трем основным направлениям: провести работу с персоналом, поставить грамотный учет, привлечь сильного руководителя.
Самая распространенная причина, приводящая СПА-предприятие к упадку –неумение управлять людьми, отчего довольно быстро вопрос «кто в доме хозяин» решается в пользу персонала, и в результате в СПА-центре всецело командуют мастера, зачастую получающие больше денег, чем сам хозяин.
Распространена и такая парадоксальная ситуация, когда в отеле с хорошо налаженным программным продуктом ведутся списания «на коленке», которые объясняются тем, что СПА-услуги – это что-то «такое очень неземное», что невозможно отразить на бумаге. Однако процессы в СПА-центре могут и должны отслеживаться в единой системе учета, от начальной точки закупки и прихода товара до автоматического списания расходных средств в бухгалтерии. Иначе, без всякого контроля со стороны руководства, начинает процветать воровство.
Сложность может составить и привлечение компетентного руководителя. Дело в том, что, в отличие от руководителей смежных подразделений отеля, например, блока F&B, у которого есть замы, снимающие с него нагрузку по своим направлениям (менеджеры, супервайзеры, шеф-повар), в СПА принято возлагать все полномочия на руководителя. В коллективе узкопрофильных специалистов и мастеров он является единственным управленцем, полностью контролирующим ситуацию. Он должен быть харизматичным лидером для того, чтобы организовать слаженную командную работу, хорошим маркетологом, чтобы разрабатывать стратегии продвижения услуг и участвовать в ценообразовании, он должен понимать хотя бы азы физиологии, чтобы грамотно подходить к построению последовательности процедур и компоновки СПА-программ.
При этом руководитель должен сам управлять всеми бизнес-процессами: создавать условия для привлечения клиентов и их удерживать, мотивировать персонал и пресекать «левачество», планировать финансовые потоки, и не только расходы, а в первую очередь доходную часть. В общем – управлять делом, а не перекладывать свои ошибки, приведшие к неудовлетворительным финансовым результатам, на плечи других, успокаивая себя фразами «а кому сейчас хорошо».
На самом деле многим СПА-центрам сейчас хорошо – они приносят приличную прибыль, привлекая гостей в отель, особенно в межсезонный период.
В конкурентной среде, когда каждый отель (от небольших городских гостиниц до загородных курортов) стремится открыть свой СПА-центр, побеждает тот, кто более грамотно подошел к организации производства услуг, с пониманием «русской модели СПА». Ее суть – в нацеленности на результат, потому что наш клиент не готов платить просто за релаксацию и антураж, ему нужен вполне ощутимый эффект от процедуры.
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.12.2008
HM
Какие ассоциации вызывает у нас слово «отель»? Скорее всего, мы представим себе одно из многочисленных, стандартных заведений, которые отличаются друг от друга в незначительных деталях, но в основном похожи, как братья-близнецы. Даже очень дорогие гостиницы с роскошной отделкой часто не вызывают в сердцах гостей никаких чувств и переживаний. Несколько десятилетий назад такое положение дел устраивало почти всех – и владельцев, и клиентов. Но есть люди, и их становится все больше, которым уже надоели обычные интерьеры и сервисы. Все больше нестандартно мыслящих дизайнеров и архитекторов ищут новые подходы к оформлению отелей и склоняются к «экстремальному дизайну».
5 тыс
01.11.2008
Сфера гостиничного бизнеса в России развивается стремительно. Строительство новых гостиничных комплексов и мини-отелей не останавливается ни на день – этому способствуют и экономическое развитие страны в целом, и рост туристического потока в крупные города России. Все больший интерес у предпринимателей вызывают бизнес-проекты по строительству отелей, но недостаток опыта не позволяет оперативно влиться в гостиничное течение.
4 тыс
01.11.2008
HM
В Государственном университете управления регулярно проходят лекции известных специалистов ресторанного и гостиничного бизнеса – менеджеров, шеф-поваров, сомелье и других. Президент Федерации рестораторов и отельеров России, совладелец ресторана «Ностальжи» Игорь Бухаров поделился со слушателями программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Государственного университета управления своими богатыми знаниями и опытом.