Лето получило неоднозначные оценки отельеров. Для некоторых сезон прошел хорошо. Другие утверждают, что он был провальным. Правы и те, и другие: у разных гостиниц дела шли абсолютно по-разному. У одних спрос слишком сильно зависел от дистрибуции, от профиля целевой аудитории, от бронирований, которые были сделаны заранее. Другие отели сработали более эффективно.
Одним из отрицательных факторов, который вызвал падение продаж, изменение профиля целевой аудитории, повлиял на загрузку и среднюю цену номера, стало открытие турецких курортов. Турция в этом году демпинговала по цене и на перелеты, и проживание.
Елена Лысенкова
Турция оттянула на себя поток российских курортов, предпочитающих бюджетный отдых в гостиницах уровня «3–4 звезды». Они смогли отдохнуть за те же деньги, что и в России, а иногда на 20–30 % дешевле.
В то же время стабилизация курса валют активизировала спрос на более дорогой сегмент «4–5 звезд». Часть гостей предпочла средиземноморское побережье российским премиальным отелям.
Падение загрузки в части гостиниц составило от 10–12 до 20 %. Для многих отелей начало лета оказалось неудачным, но к августу показатели выровнялись. В некоторых гостиницах доход даже оказался выше, чем в 2016 году, на 3–7 %.
Лето в Санкт-Петербурге прошло хорошо, большинство игроков гостиничного рынка рапортуют о достижении максимальных показателей дохода в течение всего периода с небольшим падением по отношению к июню в августе.
У загородных рекреационных курортов, расположенных в 200–300 км от городов, летний сезон получился разным. Давно работающие, популярные гостиницы в основном клиента удержали. В новых гостиницах, открывшиеся полгода-год назад, загрузка не превысила 25–35 % при возможных 60–70 %. Это касается объектов в Московской, Ленинградской и соседних областях.
Средние тарифы по сравнению с прошлым годом в большинстве регионов не выросли за сезон и даже, например, на пакетные туры, были несколько ниже.
В Крыму наблюдается падение спроса и интереса со стороны разных целевых групп. Большинство планов по застройке новых корпусов и ремонту в этом году подвергались пересмотру, так как инвесторы не уверены, что деньги вернутся хотя бы за 12–14 лет.
Летом гостей привлекают не только теплые курорты: популярен познавательный туризм. Люди едут в Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, посещают тематические программы, например в Ульяновске. Также туристов привлекает горный, водный, образовательный туризм и активные походы. Увеличение спроса показали детские лагеря с интересными программами. Спрос на детский лагерный отдых в этом году вырос почти в два раза.