Потенциал роста операторов общепита очень высокий, и в ближайшие годы этот тренд продолжится
Рост доли общепита был зафиксирован по всем типам центральных коридоров. Так, на пешеходных улицах доля арендаторов, представляющих сегмент общественного питания, увеличилась с 40 % в 2016 году до 46 % в 2017 году, в районе Патриарших прудов — с 29 % до 35 % за аналогичный период. Активное развитие операторов общепита и продуктовых ретейлеров приводит к смене профилей центральных торговых улиц Москвы, в том числе традиционно премиальных локаций. Это уже произошло на Большой Дмитровке, где преобладают операторы общепита (46 %). Аналогичный процесс происходит на ул. Петровка, скорее всего, в этом же направлении будет меняться и самая дорогая улица Москвы — Столешников переулок.
Увеличение активности и доли операторов общепита в стрит-ретейле имеет несколько причин, важнейшей из которых является активное развитие культуры питания вне дома. По разным оценкам, доля москвичей, питающихся вне дома составляет около 10 %, что существенно ниже среднеевропейского показателя 35–40 %. Поэтому потенциал роста операторов общепита очень высокий, и в ближайшие годы этот тренд продолжится. Также немаловажную роль сыграла программа реконструкции улиц, в результате которой существенно вырос трафик и посещаемость кафе и ресторанов.
Средний уровень вакантности площадей на центральных улицах в 2017 году снизился до 7,1 % по сравнению с 9,2 % в конце 2016 года. Наибольшая вакантность в 2017 году была зафиксирована на Садовой-Черногрязской и Садовой-Каретной улицах, где доля свободных помещений составляет 28 % и 26 % соответственно.
По мнению Екатерины Подлесных, директора департамента стрит-ретейла по России Colliers International, в 2018 году доля вакантных площадей на центральных улицах столицы продолжит снижаться. «Также продолжится смена профилей и демократизация центральных торговых улиц столицы. Все большую долю площадей будут занимать операторы общепита, это касается в том числе традиционно люксовых фэшн-локаций», — говорит эксперт.
