По мнению экспертов JLL, на рынке Петербурга стоит ожидать расширения высокого сезона: проведение ПМЭФ в мае и матчей чемпионата мира в июне-июле, скорее всего, переориентирует традиционный туристический спрос на август и сентябрь
В мае, еще до начала традиционного высокого сезона в городе, был зафиксирован значительный рост показателей, чему способствовал перенос на конец весны Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Традиционно месяц ПМЭФ бывает крайне удачным для отельеров Северной столицы, в первую очередь верхних сегментов.
«В мае этого года средний тариф (ADR) в люксовых отелях вырос почти в два раза год к году, до 53 тысяч рублей. При этом стоит отметить, что в 2017 году заезд гостей на форум пришелся на конец мая, и уже тогда тарифы последнего весеннего месяца в люксовых отелях были высоки: 28 тысяч рублей против 18 годом ранее, — говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. — В результате в мае 2018 года люксовые отели Петербурга достигли рекордного среднемесячного рублевого тарифа за 10 лет наблюдений; он превышает предыдущий максимум на 8 тысяч рублей».
В отелях верхнего предела высокого сегмента средняя цена за номер увеличилась более чем в 1,5 раза по сравнению с маем прошлого года: с 14 тысяч рублей до 22. Высокие цены не повлияли на количество разместившихся в этих отелях гостей: загрузка до 60 % в люксе и 64 % в верхнем пределе высокого.
Чем ниже сегмент, тем меньше прослеживается влияние ПМЭФ на операционные показатели отелей. Так, если в люксовом сегменте ADR вырос почти в два раза, в верхнем пределе высокого — в полтора, то в высоком сегменте цены в мае этого года поднялись по сравнению с прошлым на 30 %, в верхнем пределе среднего — на 19 %. Средний сегмент, видимо, воспользовался общим фоном подъема цен и тоже подрастил свой ADR в мае на 35 %, до 5,9 тысяч рублей.
По итогам первых пяти месяцев 2018 года было отмечено увеличение ADR на 14 %, до 6,8 тысяч рублей, на фоне небольшой прибавки в среднерыночной загрузке, до 55 %. В результате показатель RevPAR (доходность на номер) в среднем по рынку вырос почти на 20 % и достиг 3,9 тысяч рублей.
Наивысший рост показателя доходности на номер за первые пять месяцев был в люксе — на 47 %, до более чем 10 тысяч рублей. Позитивную динамику обеспечил в первую очередь средний тариф, который прибавил за период 35 % и достиг 20,2 тысяч рублей, тогда как загрузка увеличилась до 45 %.
«Интересно отметить, что отели в среднем сегменте продолжают терять в заполняемости на фоне активного роста тарифов. По итогам января-мая 2018 года их загрузка упала до 46,3 %, а тариф подрос почти на 20 %, до 3,2 тысяч рублей, — отмечает Татьяна Веллер. — Вероятно, целевая аудитория этих гостиниц пока избегает подорожавшего города либо выбирает альтернативные средства размещения еще более бюджетного характера».