Франшиза предполагает использование узнаваемого и раскрученного бренда, что делает ее отличным решением для новичков
Когда накоплен достаточный опыт, бизнес работает по налаженным процессам и технологиям, показал высокую эффективность и доказал, что умеет приносить прибыль, он может выходить на федеральный и международный уровень и становиться франшизой.
В этой статье я затрону тему разработки франшизы в сфере общественного питания, основные шаги к «упаковке» франшизы кафе или ресторана и самые важные точки на пути своей франшизе.
Общеизвестно, что в теме франчайзинга общепит впереди планеты всей. По международному рейтингу франшиз журнала Entrepreneur Franchise 500 Ranking, первые четыре места занимают франшизы общественного питания. Что-то, видимо, есть в компаниях общепита, что делает их более пригодными для франчайзинга.
Общепит — это интересно. Кто хотя бы раз не задумывался об открытии своего кафе, ресторана, кофейни? Это действительно интересная сфера бизнеса. По моему опыту продаж ресторанных франшиз, это очень популярное направление для второго бизнеса. Другими словами, есть какое-то дело, которое приносит основной доход, и предприниматель хочет вложить деньги в какое-то другое направление. Общественное питание такие предприниматели рассматривают обычно в первую очередь.
Общепит — это сложно. Эта сфера не похожа ни на один другой бизнес: есть множество своих особенностей в финансах, управлении персоналом, сервисе, локации. По этим причинам не многие решаются становиться ресторатором без сторонней помощи: знающего шеф-повара, ресторатора с именем, управляющего с опытом. Более комплексным вариантом такой поддержки является франчайзинговая программа, присоединяясь к которой, предприниматель получает помощь на старте, поддержку и помощь по любым вопросам управления бизнесом. Более того, франшиза предполагает использование узнаваемого и раскрученного бренда, что вкупе с перечисленными факторами делает франшизу отличным решением для новичков.
Общепит — это системно. Он, в особенности фастфуд, очень легко раскладывается на процессы. При этом система остается работоспособной при любой замене исполнителей. Память сразу рисует «Макдональдс», который независимо от локации, от страны расположения, работает одинаково хорошо.
Стоит сразу оговориться, что путь франчайзинга подходит не всем ресторанам и кафе. От франшизы стоит воздержаться ресторанам, которые ценны тем, что они являются штучным продуктом и в этом состоит уникальность и ценность. Отличный пример — ресторан «Пушкин» в Москве. Все очень удивятся, если такой ресторан появится возле каждой станции метро. Но если ваш бизнес системен, потенциально может быть размещен в любом городе и там есть люди, способные стать вашими сотрудниками, — франчайзинг вам подходит.
Я работаю во франчайзинге около пяти лет и больше всего занимался франшизами в общепите. Мне удалось изучить и понять ситуацию на российском рынке ресторанного франчайзинга.
В регионах живут люди, которые хотят ходить в хорошие заведения, чтобы отмечать дни рождения, встречаться с друзьями и просто вкусно есть. При этом в городах в основном работают устаревшие концепции из девяностых и нулевых. Новые предприниматели хотят открывать интересные концепции для своих земляков, старые рестораны рассматривают новые концепции для обновления, но вот этих самых концепций большая нехватка. Спрос действительно опережает предложение. Отсюда и высокие цены на франшизы, отсюда и повальное увлечение франчайзингом.
Естественно, в одной статье сложно полностью описать процесс разработки франшизы, но основные шаги я перечислю и дам пояснение по каждому.
Протестировать бизнес на «франчизируемость». Ваш бизнес сможет стать франшизой, если он является прибыльным, на рынке больше одного года и у вас открыто больше одной точки. Если эти условия соблюдены, можно двигаться дальше.
Описать все бизнес-процессы. Перечислите основные процессы в вашем ресторане и опишите подробно, как они работают и кто является главным исполнителем в каждом из них.
Просчитать финансовую модель. Поднимите финансовые отчеты по всем вашим точкам, определите среднюю финансовую модель для региональной точки. Определите окупаемость. Рассчитайте три сценария окупаемости в зависимости от позитивного, среднего, негативного сценария развития точки.
Создать брендбук. Визуальное оформление точки имеет огромное значение. А еще большее значение имеет единообразие этого оформления. Гость должен с порога понимать, в каком заведении он находится. Сможете ли вы по интерьеру узнать «Бургер Кинг» или «Старбакс», если будут убраны все логотипы? Ваш гость должен так же отличать ваше заведение от остальных.
Написать франчбук. Создайте инструкцию по открытию вашего бизнеса: что нужно предусмотреть, как подобрать персонал, как делать ремонт, как производить ваш продукт. Когда мы разрабатываем франшизы, любим напоминать заказчикам: все, что вы не опишете, будет сделано плохо.
Разработать стратегию развития франшизы. Можно все очень хорошо описать, но без выверенной системы развития франшиза не «взлетит». Стратегия франчайзинговой программы строится на основании изучения потенциальных франчайзи, конкурентов и рынка.
Франчайзинг является эффективным инструментом для быстрого и эффективного развития в регионах. Я часто езжу по регионам России, и если есть выбор, я всегда пойду во франчазинговый ресторан. У меня есть уверенность, что там все под контролем, что в большой сети люди в курсе самых последних трендов отрасли, а значит, и продукт я получу самого высокого качества. Я думаю, что все успешные рестораны должны если не запустить свою франшизу, то хотя бы рассмотреть франчайзинг как возможный путь развития своей сети.