Несколько компаний-импортеров вин приостановили поставки в рестораны Петербурга.
«Как раз сейчас рестораны планировали запасаться на первую неделю января. Сейчас нам придется пользоваться старыми запасами, ‒ рассказал ресторатор Леонид Гарбар. ‒ На сколько их хватит ‒ зависит от объема запасов в каждом из ресторанов и от спроса». В крайнем случае, по словам ресторатора, гостям придется приносить вино с собой. Такой вариант и сегодня допускается во многих заведениях, при этом с клиентов взимается пробковый сбор в размере 300‒500 руб.
Оффициальных комментариев от крупных виноторговых компаний Петербурга ‒ Simple и «Марин Экспресс» ‒ пока получить не удалось. Однако представитель одной из компаний, связанных с поставками вин в Петербуг, на условиях анонимности подтвердил, что ряд его коллег-импортеров действительно приняли такое решение. «Причина ‒ растерянность поставщика, не знающего, как поступить в ситуации с евро, достигшим отметки 100 руб.. Если продолжать поставки, рублевой выручки не хватит на новую закупку», ‒ сказал он.
Такая ситуация, по словам собеседника агентства, уже имела место в 1998 году. Тогда полная заморозка поставок продлилась одну-две недели, после чего поставщики начали переписывать контракты в условных единицах. «Сегодня импортеры тоже будут искать подобные схемы, но это тоже не рецепт. Покупатель не будет приобретать вино в у. е.», ‒ полагает участник рынка.
В наиболее тяжелой ситуации оказались импортеры, работающие с отсрочкой платежа, добавил к этому директор агентства исследований алкольного рынка ЦИФРРА Вадим Дробиз. Тем, кто закупил вино в октябре, придется рассчитываться к Новому году себе в убыток. «Я думаю, что треть наших импортеров разорится уже в первом квартале», ‒ прогнозирует эксперт.
По мнению Дробиза, легальный импорт винодельческой продукции в следующем году может сократиться в два раза, при этом российские производители не смогут полностью заместить импорт. «У них нет денег на программы импортозамещения. Кредиты по текущим ставкам им рентабельность производства не позволяет», ‒ пояснил аналитик.
Все это приведет к росту объемов «серого» импорта, который останется рентабельным даже при текущих валютных курсах. Для сравнения, рассказал Дробиз, бутылка вина, которая на заводе в Европе стоит 3 евро, в российском магазине с учетом торговой наценки продается за 20 евро, а у «серого» импортера, который не платит пошлин и продает свой товар через интернет (что запрещено законом и недоступно для легальных поставщиков), конечная цена для российского покупателя составляет 12‒14 евро.