В Санкт-Петербурге появится ресторанная улица, которая будет работать круглосуточно.
6 мая 2015
Выгодный ракурс
Анна Первова
редактор HM
редактор HM
Профессиональные фотографии своих блюд используют для продвижения практически каждый бар, ресторан или кофейня. Преувеличена ли заслуга красивых фото и можно ли заменить услуги фуд-фотографа собственными снимками на смартфон, мы постарались выяснить в этой статье.
«Человеку, который никогда не занимался фуд-фото, трудно будет составить композицию и создать нужную атмосферу и историю блюда»
И представители ресторанов, и фотографы сходятся во мнении, что наличие качественных фотографий, используемых в меню, на сайте, в электронных рассылках и соцсетях, напрямую влияет на успешность заведения. Что, если бы их не было?
«Изменилась бы структура чека, новинки пробовали бы меньше, а новые гости не соблазнились бы на незнакомые по названию аутентичные блюда разных кухонь мира: уйгурской, китайской, грузинской и паназиатской, ‒ говорит Лана Баду, директор по маркетингу и пиару лаунж-кафе "Чайхона № 1". ‒ В нашем сегменте фотографии блюд играют одну из ключевых ролей».
«Хорошие фотографии не помешают ни одной торговой точке, ‒ комментирует фуд-фотограф и основатель Food Photo Studio Олег Кулагин (съемки для ресторана La Casa Del Gaucho и сети "Тануки"). ‒ Более того, они помогают продажам, увеличивая средний чек и повышая доверие к заведению, а также дают клиенту возможность однозначно понять, что ему будет предложено, и на этом основании сделать осознанный выбор».
«По фотографии становится ясен размер порций, появляется понимание блюда, да еще и пробуждается аппетит: не терпится попробовать все, что видишь. Меню с качественными фотографиями хорошо работают и на лояльность гостей, и на стимулирование к заказу», ‒ добавляет Дмитрий Зуев, фуд-фотограф и основатель компании Food In (съемки для московского ресторана Papa's Bar & Grill и омских Bevitore, «Кантанелло», «Бамбуши», «ТинТо-Кофе»).
Своими силами?
Многим может показаться, что сфотографировать тарелку пасты или десерт не так уж и сложно, а раз так – то можно и сэкономить. Оправдает ли экономия результат – не факт.
«Мы сразу решили обратиться к профессионалу, ‒ рассказывает Марина Абудихина, арт-директор рестобара "Прожектор". ‒ Профессиональные фотографии значительно отличаются от того, что ты делаешь сам: на телефон или на свой фотоаппарат никогда не получится добиться качественных снимков ‒ необходим специальный свет, профессиональное оборудование, и, конечно же, художественный вкус».
«В целом, снять блюда может и любитель, вопрос в том, что вы хотите получить на фотографии и какого качества, ‒ рассуждает фуд-фотограф Елена Торрес (съемки для кондитерской "Волконский", ресторанов Pinzeria by Bontempi, "Геокафе" и "Алтай", гриль-бара Butchery). ‒ В случае с едой есть ряд нюансов, которые, скорее всего, не будет учитывать человек, поверхностно знакомый с фуд-съемкой. Например, выигрышные ракурсы или умение поймать момент для съемки ‒ некоторые блюда нужно фотографировать быстро, так как они "живут" всего несколько секунд/минут; например капучино очень быстро теряет свой первоначальный вид: на пенке появляются пузырьки. Фуд-фотограф уделяет большое внимание деталям, знает, где что-то убрать или добавить, перевернуть. Это незначительные изменения, но они позволяют сделать блюдо таким, каким его получит гость. К тому же человеку, который никогда не занимался фуд-фото, трудно будет составить композицию и создать нужную атмосферу и историю блюда».
Важны не только знания о съемке, но и профессиональная фототехника. «Теоретически, провести съемку может и сотрудник ресторана. Но на практике, после первого опыта, большинство все-таки обращается к профессионалам, ведь для съемки требуется не только фотоаппарат, но и вспышки, а также навыки работы с ними, ‒ комментирует Олег Кулагин. ‒ Конечно, можно все это купить, но тогда меню получится очень дорогим».
«Чтобы иметь возможность провести съемку при любом освещении и в любом интерьере (в ресторане, например, может не быть окон или возможности снимать возле них), необходим студийный свет, ‒ говорит фуд-фотограф Татьяна Шкондина (съемки для ресторанов "Террин", Pink Cadillac, "Пекинская утка", Bjorn, La Bottega Siciliana, сети "Кофе Хауз", "Азия кафе" и др.). ‒ Хотя его наличие еще не решает всех проблем: надо понимать, как красиво освещать блюдо, чтобы оно выглядело аппетитно, а не отталкивающе – не вся замечательная на вкус еда имеет "модельную внешность"».
Было/стало: несколько простых действий придают блюду на фотографии более законченный вид
Техника особенно важна, если фотографии планируется использовать не только для меню и интернет-пространства. «Если вы хотите получить фотографию, которую будете использовать для баннера или билборда, то вам нужен фотоаппарат с полным кадром и большим разрешением, а также хороший объектив, который дает резкую картинку ‒ иначе вы просто не сможете распечатать фотографию так, чтобы сохранила хорошее качество и не была размытой», ‒ советует Елена Торрес.
Найти по хештэгу
Фотографии еды занимают огромную часть инстаграм-пространства, и для многих кафе и ресторанов это стало серьезным подспорьем – наравне с фейсбуком и твиттером. Инстаграм некоторых заведений, например Black Thai и "Dr. Живаго", состоит преимущественно из профессиональных фото ‒ тех же, что используются в меню, сайтах и промоматериалах; Delicatessen и Burger Brothers, напротив, предпочитают снимки на смартфон, которые и вовсе заменяют весь контент сайта, выполняя представительскую функцию. Могут ли столь разные фотоматериалы считаться равнозначными?
«Не вижу ничего плохого в фотографиях на смартфон, ‒ говорит Елена Торрес. ‒ Я сама люблю посмотреть такие фотографии, чтобы понять, чем живет кафе, кто его посетители и сотрудники, как проходят рабочие будни. Но это не касается еды: тут я все-таки за хорошие фотографии. Фотографировать на телефон получается не у всех и не всегда, и в итоге в соцсети мы видим абсолютно неаппетитную еду, которая не возбуждает аппетит, как должна, а заставляет поскорее пролистать страницу. Конечно, некоторым и этого достаточно, но люди в большинстве своем все же понимают, что красиво, а что нет».
«Идея продвижения в соцсетях кафе и ресторанов, на мой взгляд, очень спорная, особенно с фото, снятыми на смартфон. Мне не знакомы люди, подписанные на ленты кафе и ресторанов, и следящие за их посредственными фотографиями. Интерес могут вызвать скорее качественные арт-проекты», ‒ выражает свое мнение по поводу тренда Олег Кулагин.
Меню без фото
Минимализм в ресторанном меню можно наблюдать не только опосредованно – через концепцию блюд, стремящихся к простоте, но и буквально – вместо иллюстрированных папок в модных кафе и гастропабах все чаще можно встретить простые листы А4, зачастую даже не крафтовые и не цветные, с перечнем блюд безо всяких сопровождающих картинок.
«Некоторым заведениям – в зависимости от концепции ‒ фото просто не нужны, ‒ говорит Елена Торрес. ‒ Можно сделать меню и без картинок, но с приятным шрифтом и графикой, на хорошей бумаге, и будет смотреться отлично. Хотя бывает, что фотографии отсутствуют по другой причине: представители ресторана не хотят проводить съемку, потому что не уверены в своих же поварах и продуктах, боятся, что если что-то поменяется (в том числе подача), то посетители будут недовольны несоответствием фотографии и реального блюда».
На наличие фотографий может влиять и работа поварской команды: «В некоторых ресторанах меню изменяется очень динамично ‒ каждый день могут вводиться какие-то новинки, не говоря уже о сезонных предложениях. В таких случаях отлично подходят грифельные доски с красиво написанным меню, актуальным на текущий день, ‒ полагает Татьяна Шкондина.
Дмитрий Зуев к неиллюстрированным меню относится скептически: «Как выглядит, например, тартифлет? Что это вообще такое и наемся ли я этим? Да, в меню может быть еще текстовое описание, состав и вес блюда, но после прочтения обычно становится еще непонятнее».
Подводные камни
Диапазон расценок довольно широк: на стоимость съемки влияет раскрученность и репутация фотографа, задействование дополнительного оборудования и аксессуаров (посуды, столового текстиля и т. п.), привлечения помощников (фуд-стилиста, дизайнера, флориста и пр.), цели фотосессии (рекламная съемка стоит дороже фото для меню), продолжительности съемки и объема работ.
Учитывая вышесказанное, съемка меню из 50 позиций будет стоить 25‒50 тыс. руб. Час работы фотографа обойдется в 2‒5 тыс. руб., съемка одного блюда ‒ в 500‒1000 руб. Как правило, в эту цену не включается обработка фотографий.
Чтобы избежать несоответствия желаемого и действительного результата, представителю ресторана, заказывающему съемку, нужно обговорить с фотографом все детали и концепцию; для наглядности стоит подобрать нравящиеся фотографии и ориентироваться на них. Заказчику желательно присутствовать на фотосессии, чтобы при необходимости скорректировать работу фотографа на месте.
«Довольно часто представители ресторана приходят с желанием получить красивые фотографии, не имея технического задания на съемку; тогда мы составляем его в ходе обсуждения, ‒ рассказывает Татьяна Шкондина. ‒ У меня есть лист с вопросами, ответы на которые помогают довольно точно сформулировать желаемый результат и работать слаженно и спокойно. Некоторые из них:
• для чего съемка ‒ для сайта, меню, плаката/рекламы?
• фотографии нужны горизонтальные или вертикальные?
• на каком фоне будем снимать ‒ белом, темном, цветном?
• фотографии снимаем под обтравку или же композиционные ‒ с аксессуарами/фонами/салфетками/приборами?
• есть ли уже дизайн меню, готова ли верстка?
• будет ли присутствовать на съемке бренд-шеф, дизайнер?
• есть ли у ресторана/ресторанной сети свой фирменный стиль ‒ какие цвета аксессуаров предпочтительнее использовать?»
• фотографии нужны горизонтальные или вертикальные?
• на каком фоне будем снимать ‒ белом, темном, цветном?
• фотографии снимаем под обтравку или же композиционные ‒ с аксессуарами/фонами/салфетками/приборами?
• есть ли уже дизайн меню, готова ли верстка?
• будет ли присутствовать на съемке бренд-шеф, дизайнер?
• есть ли у ресторана/ресторанной сети свой фирменный стиль ‒ какие цвета аксессуаров предпочтительнее использовать?»
«Представитель ресторана должен четко понимать, что он собственно рассчитывает получить на выходе, ‒ говорит Олег Кулагин. ‒ Если речь идет именно о меню, то, по‒хорошему, съемку нужно делать, уже имея на руках его дизайн, то есть начинать работу с дизайнера. У нас же чаще всего происходит наоборот: давайте что-нибудь снимем, а потом что-нибудь сверстаем. В результате на выходе имеем очень средненький продукт».
«Готовый результат может не удовлетворять заказчика по разным причинам, ‒ объясняет Елена Торрес. ‒ Например, он не дал четких указаний, как должно выглядеть блюдо в кадре, и предоставил свободу творчества фотографу, а в итоге остался недоволен. Или наоборот ‒ фотограф недопонял идею своего клиента. Случается, что фотограф привык снимать определенным образом и не может поменять свой стиль; ему отлично удается создать свою атмосферу в кадре, но заказчик хочет совершенно другого. Если фотограф не сумеет решить эту задачу, клиент может остаться неудовлетворенным».
«В большинстве случаев представитель заказчика так или иначе присутствует на съемке, и процесс утверждения снимков происходит в режиме реального времени. Если ситуация иная, и результат вдруг не устраивает клиента, то мы либо работаем до утверждения, либо возвращаем предоплату за вычетом понесенных расходов на продукты, студию и так далее. Но это все же редкость ‒ подобные ситуации прописываются в договоре», ‒ отмечает Дмитрий Зуев.
«Основной нюанс при работе – это стиль каждого отдельно взятого фотографа. У некоторых он вполне узнаваем, поэтому выбирать фотографов следует еще на стадии разработки креативной идеи фотосессии. Для качественного результата очень важно, чтобы фотограф работал вместе с бренд-менеджером, шеф-поваром и, желательно, с дизайнером или арт-директором. Именно эта команда видит любое специальное предложение и меню как конечный коммерческий продукт, способный продавать и формировать чек гостя», ‒ подытоживает Лана Баду.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
05.05.2015
Данная статья открывает цикл публикаций, посвященных одному из важнейших компонентов пиццы – моцарелле. Для начала Александр Хайченко, директор по развитию завода «Пречистенский молочный продукт», расскажет о создании этого сыра и его основных характеристиках.
04.05.2015
HM
Любой ресторан, гостиница или бар может на страницах журнала HoReCa magazine рассказать о развитии ресторанного-гостиничного бизнеса в своем городе, о проблемах, которые мешают работать, и поделиться своим опытом их решения.
30.04.2015
HM
Компания GingerBrandMan выводит на рынок общепита Санкт-Петербурга международный бренд Tutti Frutti Frozen Yogurt. В развитие сети планируется вложить около 120 млн. руб.
4.5 тыс