«Высокой конкуренции, на которую привычно сетуют операторы, нет, это, скорее, выдумка. Компании не работают так, как принято работать на высококонкурентном рынке»
Кирилл Погодин
Консультант по ресторанному и кейтеринг-сервису, основатель проекта CateringConsulting.ru
Дата рождения: 21 июля 1976 г.
Место рождения: Москва
В ресторанном бизнесе работаю с 1997 года, когда студентом устроился в кейтеринговую компанию менеджером по работе с клиентами. Спустя год владелец закрыл свой бизнес и эмигрировал за границу, и я, на 5 курсе университета, стал соучредителем собственной компании.
Ценный опыт я приобрел за год работы сотрудником кейтеринговой компании – у меня был начальник, как говорится, «с пулей в голове». Работать с ним было очень интересно и, безусловно, это повлияло на решение остаться в этом бизнесе.
Труднее всего на момент открытия компании казалось найти приходящего бухгалтера и небольшой офис, все остальное представлялось несложным. Сейчас это смешно: если бы я знал тогда все то, что знаю сейчас, я бы этот бизнес не начал, пожалуй, никогда.
Ключевым моментом в карьере стало открытие собственного дела в 22 года. Это увело меня в предпринимательскую стезю, с тех пор я никогда не работал по найму.
Рабочий день у меня довольно сумасшедший: он начинается в 9:30–10:00 с сортировки почты, однако в кабинетном формате длится недолго. Часов в 12 я уезжаю на встречи, которые продолжаются до 8–9 часов вечера. Затем я еду домой, где еще часа два или три работаю за компьютером.
Кирилл Погодин – автор нескольких книг о кейтеринге, учредитель премии «Кейтеринг года» и автор программы аккредитации профессиональных кейтерингов Catering Professional
Главный принцип в работе – если можешь сделать хоть что-то, сделай это сейчас.
Сегодня конкурентное преимущество ресторана выездного обслуживания заключается в банальной работе с клиентом. Завтра у меня будет другой ответ на этот вопрос, потому что ситуация изменится, но пока положение дел таково.
Быть конкурентоспособным на рынке ресторанного выездного обслуживания несложно. Достаточно быстро снимать трубку, оперативно готовить коммерческое предложение и перезванивать клиенту не один раз, а пятнадцать – в последовательном общении. Если компании будут внимательными к клиенту и будут слышать то, что он говорит, они будут достигать колоссального успеха. Качество услуги – вне обсуждения.
Клиентоориентированность, оперативность работы и скорость отклика у большинства на смешном уровне. Это говорит о том, что высокой конкуренции, на которую привычно сетуют операторы, нет, это, скорее, выдумка. Они не работают так, как принято работать на высококонкурентном рынке.
В тренде сермяжные вещи – все то, что объединяется словом «эффективность».
Кейтеринги работают над себестоимостью и вопросами оптимизации затрат. Как следствие сокращения расходов, начинается освоение новых форматов, например, в ходу подача блюд и напитков в обнос – это дешевле традиционного фуршета (меню может быть более компактным, и вместо 1 кг подается иногда и 150 г). Отрабатывается и так называемый мобильный фуршет. Новый тренд убивает все, что связано с разухабистой тратой денег, которая сохраняется точечно у некоторых заказчиков (возможно, через какое-то время и вернется).
После оптимизации расходов многие кейтеринги сократили численность персонала – там, где работало 30 человек, осталось 10. Так как остались самые сильные сотрудники, можно надеяться на улучшение качества работы, по крайней мере, хочется так думать.
Профессиональные знания мне дают не только десять лет оперативного управления компанией, но и восьмилетняя работа в качестве консультанта.
Познакомившись с огромным количеством операторов в России, Казахстане, Украине, я наблюдаю, как кейтеринговые компании, решая одни и те же задачи, идут самыми разными путями. Источником понимания отрасли и видения различных бизнес-подходов стал и ряд заграничных стажировок, которые «Кейтеринг Консалтинг» организовал за последние три года. Во время каждой поездки – в Лондон, Париж, Мадрид, Барселону, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анжелес и Лас-Вегас – мы посещали около десяти-двенадцати кейтерингов.
Переосмыслить полученный опыт позволяет и многократная трансляция информации на семинарах: когда учишь кого-то, и сам учишься. Как в анекдоте про учителя: так долго объяснял, что сам все понял. В каждой шутке есть доля истины.
Самый яркое впечатление от ресторана я получил в старом лондонском отеле The Dorchester. Во время послеобеденного чая с друзьями я задумался, почему же здесь так здорово, и заметил две абсолютно простые детали, которые делают сервис замечательным.
Первое: официанты натренированы держать взгляд на уровне глаз гостей – любой гость моментально находит отклик персонала. Второе: как только официант ловит взгляд гостя, он подходит, узнает, что нужно, и делает это сам и сразу.
На самом деле, ничего больше и не нужно. Гость в ресторане хочет, чтобы вовремя было уделено нужное внимание, и все!
Как это ни странно будет звучать, при всей моей активности и ежедневном посещении нескольких ресторанов, я этого больше не видел нигде.
Я не строю планы. Как я уже говорил, мой принцип – «делать здесь и сейчас», я этим живу. У меня оперативно-тактический подход, а не мечтательно-устремленный. Восемь лет назад я не мог сказать, где я буду сейчас. Но то, где я оказался, мне нравится!