«Сейчас все сосредоточено в руках инвесторов – и операторы начинают это понимать»
Состояние рынка
Владимир Поддубко, руководитель гостиничного направления A.N.D. Corporation: Прослеживаются определенные тенденции – стало больше предложений по объектам для транзакций (это и готовые отели, и площадки под строительство), рынок слияний и поглощений активизировался.
Когда инвестор решает вложиться в коммерческую недвижимость, гостиницы будут не на первом месте в списке пожеланий – это длинные долгие инвестиции. Поэтому, если в сегодняшних реалиях все же принимается положительное решение – думаю, это полностью осознанный шаг.
Михаил Семенов, вице-президент ГК «КОРТРОС»: Многие недооценивают положительное влияние девальвации на внутренний туризм – мы, например, построили крупный комплекс в Сочи (курортный комплекс Azimut Hotels) и видим, что цены однозначно вырастут. Вводятся новые объекты и в Москве ‒ причем конкурентоспособнее и интереснее старых. Думаю, такая ситуация характерна для всей отрасли. А если у вас есть рублевый долг ‒ думаю, через 2‒3 года его бремя станет гораздо легче.
Михаил Семенов
Не уверен, что сейчас удачное время для вложений. Инвесторы скорее присматриваются, выжидают ‒ особой активности нет. Рынок становится сложнее; он вынужден стать более профессиональным, и в долгосрочном плане ‒ более привлекательным для инвестирования. Да, становится интереснее, но точно можно сказать, что в ближайшее время не будет легкой жизни.
Джюнейт Балтаоглу, управляющий директор Akfen REIT: Когда мы начинали в 2005-м, то хотели создать региональную сеть гостиниц в Турции и России. Сейчас, когда у нас 20 объектов – 4 российских (отели ibis в Москве, Самаре, Ярославле и Калининграде) и 16 турецких (ibis, Novotel и Merit Park) ‒ поняли, что это было не самой удачной идеей, и теперь сосредоточимся на развитии в столицах, Москве и Стамбуле.
Вадим Тихонов, президент Solo Alliance International Group: Мы новички на этом рынке, но так совпало, что кризисный год стал для нас успешным: удалось подписать соглашение по созданию российско-американского предприятия и привлечь первые инвестиции. Таких перспективных рынков, как российский, немного, и наши зарубежные партнеры это понимают.
Владимир Тихонов
Смена курса
Владимир Поддубко: Все просто – надо снижать косты и увеличивать доходы. То, что инвесторы требуют большей отдачи на свои вложения, – это нормально, поэтому всем генеральным менеджерам и управляющим мы даем установку на повышение цен и увеличение доходности.
Так как мы привлекаем бренды по франшизе, можем быть эффективнее гостиничных операторов, зависящих от своих европейских штаб-квартир, – у нас больше гибкости, генеральные менеджеры на местах лучше понимают рынок и могут сами принимать решения. В целом настраиваем всех на продуктивную работу, по-другому быть не может. Немного обострились отношения с операторами, так как наши требования к ним стали более четкими и строгими.
Сейчас все сосредоточено в руках инвесторов – и операторы начинают это понимать.
Джюнейт Балтаоглу: Я не согласен: мы полностью доверяем своему оператору. Его представители на этом рынке достаточное время, знают реалии; у руководителя есть полные полномочия. Мы не сможем сделать лучше.
Михаил Семенов: Дело не сводится только к костам, но стратегия управления доходами во многом стала более агрессивной. Если раньше было понятно, что на рынке все хорошо, оператор управляет, загрузка есть, – то сегодня необходимо изобретать дополнительные источники выручки в отеле, проводить какие-то мероприятия, акции. Если нет движухи – будет сложно.
Отели, которые научатся позиционировать себя с ориентацией на российского клиента, получат хорошее преимущество в будущем.
Вадим Тихонов: Менеджмент должен предлагать клиенту что-то оригинальное, в гостиничном бизнесе это особенно актуально. И, конечно, высокий уровень сервиса – что бы ни случилось.
Есть неоспоримые факты, но многое преувеличено ‒ гостиничный бизнес всегда будет востребован, и Россия не исключение.
Материал подготовлен на основе дискуссии «Инвесторы: какой маршрут они прокладывают?» на RHIC-2015