Разница в ментальности
При подготовке любого мероприятия операторы кейтеринговых услуг особое внимание уделяют традициям и вкусовым предпочтениям своего региона. Ментальность играет в этом вопросе существенную роль. Например, в Японии крупных мероприятий не так много, потому что считается более важным организовать встречу сотрудников определенного отдела, а не всей компании.
В России еще 7–10 лет назад корпоративные мероприятия были масштабными и проводились под девизом «гулять так гулять». И хотя ситуация меняется, до сих пор в России общий вес «банкетной» порции достигает полутора килограммов на человека. В Европе считается нормой порция 700–800 г на человека, в Азии – еще меньше.
Законодатель мод – Франция
При всем разнообразии кухонь законодателем мод в кейтеринге остается Европа. С одной стороны, там популярна простая еда, но при этом клиенты из Франции, Англии, Германии и других европейских стран очень требовательны, их необходимо постоянно поражать. В Азии все намного проще: нет каких-то особенных потребностей и запросов, все скромно и стандартизировано.
Многое в кейтеринге зависит от того, насколько развита инфраструктура того или иного региона. К примеру, в России еще пять лет назад было только два города, в которых проводилась основная масса мероприятий – это Москва и Санкт-Петербург. Сегодня география расширяется, у многих городов-миллионников есть собственные качественные площадки для проведения кейтерингов самого высокого уровня.
В США огромное количество площадок, на которых можно организовывать праздничное или деловое событие. Во Франции много замков и исторических музеев, которые можно задействовать в том числе и для кейтеринга.
В Японии с этим сложнее, так как высокие арендные ставки не позволяют содержать здание специально для проведения корпоративов. Крупные мероприятия проводятся редко, чаще там организовывают небольшие встречи и собрания.
Новые тенденции должны «отстояться»
Китай наглядно демонстрирует нам, что скопировать можно все. Это касается и сферы питания, другой вопрос – заинтересован ли в этом конечный потребитель. К примеру, американская кухня заточена под фастфуд, Россия также активно движется в этом направлении.
Наметилась тенденция выделения бургерных в отдельный вид ресторанного бизнеса. Бургеры становятся массовым трендом – но не в событийном кейтеринге и не на деловых мероприятиях. На корпоративах очень редко заказывают бургеры, а на деловых их вообще не встретишь.
На подъеме и различные тренды, связанные с экокухней и органическими продуктами питания. В Америке у некоторых кейтеринговых компаний есть свои фермы с экологически чистыми продуктами.
Российский рынок к этому только идет: с введением санкций возрос спрос на отечественную продукцию, выращенную или произведенную в экологически чистых регионах без применения «химии». Пока у наших кейтеринговых компаний нет своих фермерских хозяйств, но это направление развивается, и я не исключаю, что скоро оно станет привычным.
Тренды, достойные подражания
В Мадриде, Гамбурге, Лондоне и Париже распространены специализированные рынки, на которых ресторатор может купить буквально все, что пожелает. Это гастрономический рай для бизнеса в сфере питания: можно попробовать очень многое, а потом внедрить идеи на локальном рынке.
В нашей стране подобные фермерские рынки с введением санкций стали пользоваться особенной популярностью, и я надеюсь, что так и будет продолжаться.
По степени индустриализации наша страна существенно отстает от Европы. Широко распространенные во всем мире фабрики-кухни в России стали пользоваться спросом только в последние несколько лет. Россияне предпочитают, чтобы еда готовилась практически при них из-под ножа.
Хотя уже сейчас во многих престижных ресторанах повара просто доводят до готовности заготовки с фабрики-кухне, и клиенты дают высокую оценку блюдам ресторана. Постепенно предрассудки против формата фабрики-кухни уходят.
Рынок внутри рынка
Внутри глобального рынка российского кейтеринга зарождается новое направление ‒ аренда ресторанного оборудования. В России оно существует совсем недолго, основный оператор ‒ Rent4Party.
В то же время в Европе и Америке уже давно существуют компании с разветвленной сетью, у которых не один, а двадцать и более складов с оборудованием и неограниченное количество автотранспорта.
Это полноценная самостоятельная услуга, которая позволяет кейтеринговым компаниям не беспокоиться о покупке, хранении, содержании и управлении ресурсами для подготовки и проведения мероприятий. Они могут сосредоточить свои усилия исключительно на кухне и всем том, что связано с процессом приготовления блюд. Такие компании не тратят время на логистику и могут заняться самым «вкусным» – работой над меню. Думаю, это перспективное направление и для России.